Essential characteristics of personalization of learning: environmental approach

 
PIIS181570410020462-3-1
DOI10.54884/S181570410020462-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages43-49
Abstract

The article discusses the essential characteristics of a personified learning environment as a condition and at the same time a result of personification of the educational process; reveals school practices of personification of teaching from the positions of organization of educational communication as a productive dialogue, nonlinearity of the educational process and eventfulness of teaching. The features of personification of education in the context of digitalization of education are analyzed.

Keywordspersonification of learning, personalized educational process, personalized learning environment, digitalization, technologization of the educational process, transhumanistic approach
AcknowledgmentThe research was supported by the Ministry of Education of the Russian Federation as part of a state task (project No. FSZN-2020-0027).
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters19433
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современная школа функционирует в условиях нарастающей цифровизации образования, неотъемлемой составляющей данного процесса выступает усиливающаяся технологизация обучения, как увеличение, усложнение технологических возможностей электронной образовательной среды для продвижения и раскрытия личного потенциала учащегося. Реализация процесса обучения в широкой, вариативно выстраиваемой образовательной среде усиливает актуальность идей персонификации и актуализирует проблему единства обучения и воспитания в образовательном процессе.
2 Понятие «персонификация» (от лат. persona – лицо, личность и facere – делать) имеет широкий диапазон рассмотрения, одним из его аспектов выступает деятельность самой личности. В педагогике и андрагогике персонификация – это «олицетворение» образовательного процесса, предоставление ему личностной направленности, то есть поиск и актуализация внутренних личностных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса [6].
3 Необходимо отметить, что в англоязычных исследованиях понятия персонифицированное образование (personalized education) и персонифицированное обучение (personalized learning) не имеют существенных семантических различий. Более того, есть определенные основания полагать, что данные термины можно считать в таких исследованиях синонимичными. Персонифицированное обучение в мировых образовательных системах [3; 11; 17] представляет собой общую тенденцию, направленную на отказ от традиционных форм обучения и стремления адаптировать образовательный процесс к индивидуальным (персональным) потребностям человека, используя при этом весь арсенал достижений, накопленный человечеством в области цифровых технологий. Социально-культурная обусловленность персонифицированного обучения заключается в трех ключевых мировых тенденциях, которые можно обозначить следующим образом: философия дизайна, то есть формирование будущих персонализированных предложений, контента и учебных материалов (конструирование образа будущего через постановку учебных целей); искусственный интеллект и цифровое обучение, а также личностно ориентированная персонализация обучения (учет индивидуальных особенностей в процессе обучения с целью построения индивидуального образовательного маршрута).
4 Несмотря на широкое распространение анализируемого понятия, существует неопределенность в отношении основных (сущностных) характеристик персонифицированного обучения. В современных исследованиях [15; 16] все чаще персонифицированное обучение понимается как среда, обращенная к сильным сторонам, интересам и потребностям отдельного учащегося. Она не просто адаптируется к навыкам учащихся, а прежде всего включает в себя деятельность, которая является инициативной и имеет личное отношение и интерес учащегося к происходящему. Персонифицированный подход к обучению является личностно ориентированным. Предположительно, при таком подходе учащиеся перестают быть пассивными получателями знаний или навыков, они формируют свое собственное обучение на основе своих личных целей и интересов. Персонифицированная среда обучения направлена на оптимизацию условий, которые позволяют улучшить процесс обучения. Рассмотрению некоторых условий создания такой среды обучения, ее потенциалу посвящена данная статья.

views: 976

Readers community rating: votes 0

1. Ban'kovskaya N.I. Vzaimosvyaz' motivatsii k uchebnoj deyatel'nosti so smyslovymi obrazovaniyami lichnosti shkol'nika // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2012. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-so-smyslovymi-obrazovaniyami-lichnosti-shkolnika

2. Verbitskij A.A., Zhojkin S.A., Kurishkina L.A. Kontseptual'naya model' shkoly kak tsentra sotsial'no-kontekstnogo obrazovaniya// Pedagogika. – № 3. – 2020. – S.15-27.

3. Ermakov D.S., Kirillov P.N. i dr. Personalizirovannaya model' obrazovaniya s ispol'zovaniem tsifrovoj platformy / Moskva, 2020, Rezhim dostupa: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf

4. Zverev S.M., Slobodchikov V.I. Proektirovanie innovatsionnogo obrazovaniya: ot prototipa k pretsedentu // Pedagogika. – 2018. – № 4. – S. 3-11.

5. IKT v obrazovanii: pedagogika, obrazovatel'nye resursy i obespechenie kachestva: Materialy Mezhdunarodnoj konferentsii. – M.: Institut YuNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii, 2012. – 227 s.

6. Kazakov I.S. O probleme issledovaniya fenomena personifikatsii obucheniya v otechestvennoj nauke // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2011. – № 3. – S. 127-129.

7. Kondrat'ev S.V. Personifitsirovannoe obuchenie kak uslovie i sposob nravstvennogo i intellektual'nogo razvitiya lichnosti // Obrazovatel'nye tekhnologii. –2010. – №3. – S. 3-13.

8. Lyakh Yu.A. Model' organizatsii personalizirovannogo obucheniya shkol'nikov. //Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. – 2019. – № 3 (108).

9. Meng T.V. SredovYj podkhod k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom vuze // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena.– 2008.– №52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredovyy-podhod-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennom-vuze .

10. Ni uchebnikov, ni sten, ni klassov. Kak ustroena datskaya shkola Ørestad. Rezhim dostupa: https://mel.fm/otryvok/3427016-another_school

11. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, Eh. Gejbl, I. V. Dvoretskaya i dr.; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. – M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. – S. 343.

12. Khejdmets M. Fenomen personalizatsii sredy: Teoreticheskij analiz// Sredovye usloviya gruppovoj deyatel'nosti. –Tallinn: TPedI, 1988. – S. 7-58.

13. Khoroshkola, sajt obrazovatel'noj organizatsii. Rezhim dostupa: https://hi.horoshkola.ru/

14. Shpittser M. Antimozg: tsifrovye tekhnologii i mozg. – M.: Ast, 2014. – 288 s.

15. Personalized learning in iSTART: Past modifications and future design / Kathryn S. McCarthy, Micah Watanabe, Jianmin Dai, Danielle S. McNamara. // Journal of research on technology in education, 2020, VOL. 52, NO. 3, 301–321.

16. Roberts-Mahoney H. Netflixing human capital development: personalized learning technology and the corporatization of K-12 education / Heather Roberts-Mahoney, Alexander J. Means & Mark J. Garrison // Journal of Education Policy, 2016, 31:4, 405-420, DOI: 10.1080/02680939.2015.1132774

17. Robinson K. Creative Schools: The Grassroots Revolution That's Transforming Education/ Ken Robinson, Lou Aronica — London: Penguin Books, 2016. — 320 p.

Система Orphus

Loading...
Up