Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход

 
Код статьиS181570410020462-3-1
DOI10.54884/S181570410020462-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы43-49
Аннотация

В статье рассматриваются сущностные характеристики персонифицированной среды обучения как условия и одновременно результата персонификации образовательного процесса;  раскрываются школьные практики персонификации обучения с позиций: организации образовательной коммуникации как продуктивного диалога, нелинейности образовательного процесса  и событийности обучения;  анализируются  особенности персонификации обучения в условиях цифровизации образования.

Ключевые словаперсонификация обучения, персонифицированный образовательный процесс, персонифицированная среда обучения, цифровизация, технологизация учебного процесса, трансгуманистический подход
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов19433
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современная школа функционирует в условиях нарастающей цифровизации образования, неотъемлемой составляющей данного процесса выступает усиливающаяся технологизация обучения, как увеличение, усложнение технологических возможностей электронной образовательной среды для продвижения и раскрытия личного потенциала учащегося. Реализация процесса обучения в широкой, вариативно выстраиваемой образовательной среде усиливает актуальность идей персонификации и актуализирует проблему единства обучения и воспитания в образовательном процессе.
2 Понятие «персонификация» (от лат. persona – лицо, личность и facere – делать) имеет широкий диапазон рассмотрения, одним из его аспектов выступает деятельность самой личности. В педагогике и андрагогике персонификация – это «олицетворение» образовательного процесса, предоставление ему личностной направленности, то есть поиск и актуализация внутренних личностных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса [6].
3 Необходимо отметить, что в англоязычных исследованиях понятия персонифицированное образование (personalized education) и персонифицированное обучение (personalized learning) не имеют существенных семантических различий. Более того, есть определенные основания полагать, что данные термины можно считать в таких исследованиях синонимичными. Персонифицированное обучение в мировых образовательных системах [3; 11; 17] представляет собой общую тенденцию, направленную на отказ от традиционных форм обучения и стремления адаптировать образовательный процесс к индивидуальным (персональным) потребностям человека, используя при этом весь арсенал достижений, накопленный человечеством в области цифровых технологий. Социально-культурная обусловленность персонифицированного обучения заключается в трех ключевых мировых тенденциях, которые можно обозначить следующим образом: философия дизайна, то есть формирование будущих персонализированных предложений, контента и учебных материалов (конструирование образа будущего через постановку учебных целей); искусственный интеллект и цифровое обучение, а также личностно ориентированная персонализация обучения (учет индивидуальных особенностей в процессе обучения с целью построения индивидуального образовательного маршрута).
4 Несмотря на широкое распространение анализируемого понятия, существует неопределенность в отношении основных (сущностных) характеристик персонифицированного обучения. В современных исследованиях [15; 16] все чаще персонифицированное обучение понимается как среда, обращенная к сильным сторонам, интересам и потребностям отдельного учащегося. Она не просто адаптируется к навыкам учащихся, а прежде всего включает в себя деятельность, которая является инициативной и имеет личное отношение и интерес учащегося к происходящему. Персонифицированный подход к обучению является личностно ориентированным. Предположительно, при таком подходе учащиеся перестают быть пассивными получателями знаний или навыков, они формируют свое собственное обучение на основе своих личных целей и интересов. Персонифицированная среда обучения направлена на оптимизацию условий, которые позволяют улучшить процесс обучения. Рассмотрению некоторых условий создания такой среды обучения, ее потенциалу посвящена данная статья.

всего просмотров: 983

Оценка читателей: голосов 0

1. Баньковская Н.И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-so-smyslovymi-obrazovaniyami-lichnosti-shkolnika

2. Вербицкий А.А., Жойкин С.А., Куришкина Л.А. Концептуальная модель школы как центра социально-контекстного образования// Педагогика. – № 3. – 2020. – С.15-27.

3. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. и др. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Москва, 2020, Режим доступа: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf

4. Зверев С.М., Слободчиков В.И. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту // Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 3-11.

5. ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества: Материалы Международной конференции. – М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. – 227 с.

6. Казаков И.С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 127-129.

7. Кондратьев С.В. Персонифицированное обучение как условие и способ нравственного и интеллектуального развития личности // Образовательные технологии. –2010. – №3. – С. 3-13.

8. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников. //Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 3 (108).

9. Менг Т.В. СредовЫй подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.– 2008.– №52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredovyy-podhod-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennom-vuze .

10. Ни учебников, ни стен, ни классов. Как устроена датская школа Ørestad. Режим доступа: https://mel.fm/otryvok/3427016-another_school

11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – С. 343.

12. Хейдметс М. Феномен персонализации среды: Теоретический анализ// Средовые условия групповой деятельности. –Таллинн: ТПедИ, 1988. – С. 7-58.

13. Хорошкола, сайт образовательной организации. Режим доступа: https://hi.horoshkola.ru/

14. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. – М.: Аст, 2014. – 288 с.

15. Personalized learning in iSTART: Past modifications and future design / Kathryn S. McCarthy, Micah Watanabe, Jianmin Dai, Danielle S. McNamara. // Journal of research on technology in education, 2020, VOL. 52, NO. 3, 301–321.

16. Roberts-Mahoney H. Netflixing human capital development: personalized learning technology and the corporatization of K-12 education / Heather Roberts-Mahoney, Alexander J. Means & Mark J. Garrison // Journal of Education Policy, 2016, 31:4, 405-420, DOI: 10.1080/02680939.2015.1132774

17. Robinson K. Creative Schools: The Grassroots Revolution That's Transforming Education/ Ken Robinson, Lou Aronica — London: Penguin Books, 2016. — 320 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх