Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся современной школы

 
Код статьиS181570410020460-1-1
DOI10.54884/S181570410020460-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Аффилиация: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 191 Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы29-35
Аннотация

В статье ставится задача выявления педагогического потенциала персонализированного обучения учащихся современной школы, решение которой позволит совершенствовать образовательный процесс, обогатить виды учебной деятельности в соответствии с индивидуальными характеристиками обучающегося.

Ключевые словапедагогический потенциал, персонализированное обучение, индивидуализированное обучение, межиндивидуализированное обучение, метаиндивидуализированное обучение
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов18647
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Важным условием успешного саморазвития личности обучающегося, удовлетворения его образовательных интересов, возрастных особенностей и индивидуальных потребностей выступает эффективное использование всего потенциала современных педагогических средств. Выявление потенциала различных видов обучения для массовой школы, где осуществляется взаимодействие большого количества детей, является задачей, решение которой позволит совершенствовать образовательный процесс, обогатить виды учебной деятельности в соответствии с индивидуальными характеристиками обучающегося.
2 Для правильного употребления лингвистического средства и научной категории «потенциал» в педагогическом исследовании следует установить его смысл. Этимологически слово «потенциал» происходит от латинского potentialis – «мощный». В словаре синонимов русского языка находим слова, имеющие такое же лексическое значение, как «потенциал» – это ресурсы, способности, резерв, запас (внутренний, жизненный), возможности.
3 В философии категория «потенциал» раскрывается через латинские actus и potentia (действительность и возможность), которые использовал Аристотель в своих трудах. Аристотель ввел деление бытия на «потенциальное» и «актуальное» для обозначения актуальной действительности какого-либо предмета или процесса в отличие от потенциально возможного состояния его бытия. Под потенциалом следует понимать то, благодаря чему «potentia» (возможность) переходит в «actus» (действительность), потенциальность переходит в актуальность, осуществляются изменения, т.е. движение от одних качеств к другим [10, с.17]. В научной литературе отмечается, что потенциал определяется реальными конкретными возможностями, сформированными системой в ходе какой-либо деятельности, он содержит ресурсы, обладающие этими действенными возможностями, и реальные способности к использованию данных ресурсов [4].
4 В психологии «потенциал» (лат. potentia – сила, возможности) определяется как совокупность имеющихся средств, которые характеризуют человеческие способности развивать свои внутренние возможности, а также нечто, что может проявиться или стать реальным, совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении. В данной науке наиболее часто употребляемым является термин «потенциал личности». Изучению феномена потенциала личности уделено большое внимание в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна и др. Потенциал личности рассматривается ими как природные качества человека, составляющие условие развития его внутреннего мира, индивидуальных способностей.
5 В социологии под потенциалом понимают навыки, знания или способности конкретных людей, учреждений или подразделений в связи с выполнением ими определенных обязанностей производства конкретных изделий. Рассматривается педагогический потенциал социальной среды и окружающего социума как вспомогательного педагогического средства влияния на личность.

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Апушкина К.Н., Кириллова Я.В. Развитие педагогического потенциала как средства профессионального образования студентов вуза физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. №1(26) 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskogo-potentsiala-kak-sredstvo-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 30.07.2019).

2. Богомолова Е.В. Персонализированное обучение в системе профессиональной подготовки учителя информатики//Университет им. В.И. Вернадского.– 2011. – №1(32).– С. 117-120.

3. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект [Элек¬тронный ресурс] / А.М. Боднар: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1993. – 194 с. – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/28888. (дата обращения: 15.09.2020)

4. Батова Т. Н. , Крылова В. А. Маркетинговый потенциал предприятия.– М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – 234 с.

5. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал Российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-rossiyskoy-regionalnoy-kultury-v-kontekste-sotsialno-filosofskih-issledovaniy-1 (дата обращения: 30.07.2019).

6. Дэвид Стиллман Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Дэвид Стиллман, Иона Стиллман; пер. с англ. Ю. Кондукова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - URL: https://libcat.ru/knigi/prochee/ekonomika/economics/27635-devid-stillman-pokolenie-z-na-rabote.html (дата обращения: 12.12.2019).

7. Загоруля Т.Б. Педагогический потенциал вуза: сущность и содержание // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – № 6. – С. 56-62.

8. Карпухина С.В. Персонализированное обучение алгебре и началам математического анализа с использованием компьютерной системы «Маthematica»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Рязань: Рязанский гос. ун-т имени С. А. Есенина, 2009. – 243с.

9. Кизесова И. В. Организация персонализированного обучения слушателей в процессе дополнительного профессионального образования: 13.00.08. — Красноярск, 2006. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 16.08.2016) .

10. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Известия ВГПУ. 2008. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-kak-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 29.07.2019).

11. Патутина Н. А. Сущность и структура педагогического потенциала организационной культуры корпорации // Вестник евразийской науки. 2013. №5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-pedagogicheskogo-potentsiala-organizatsionnoy-kultury-korporatsii (дата обращения: 30.07.2019).

12. Попадьина C.Ю. Реализация функционально-графической линии в персонализированном обучении общеобразовательному курсу математики с использованием компьютерной системы mathcad – 13.00.02 - Москва, 2009. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003480036 (дата обращения: 16.08.2016)]

13. Солонина А.Г. Концепция персонализированного обучения: моногр. – М.: Прометей, 1997. - 187 с.

14. Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс/ Евгения Шамис, Евгений Никонов. - Университет «Синергия», 2016. - URL: https://topreading.ru/ (дата обращения: 12.12.2019).

15. Юркевич А.И. Педагогический потенциал образовательного стандарта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. – 2010. – №5(2).– С. 403-405.

16. Якушкина М. С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра // Научный диалог. – 2015. – № 10 (46). – С. 120–133.

17. Department for Educati on and Skills (DfES) Great Britain. 2006. 2020 Vision: Report of the Teaching and Learning in 2020 Review Group. Notti ngham, DfES Publicati ons, p. 6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх