Pedagogical potential of personalized teaching of modern school students

 
PIIS181570410020460-1-1
DOI10.54884/S181570410020460-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Professional Pedagogical Education and Social Management
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Deputy Director for Teaching and Educational Work
Affiliation: St Petersburg State Secondary School № 191
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages29-35
Abstract

The article solves the problem of identifying the pedagogical potential of personalized teaching of students of a modern school, the solution of which will improve the educational process, enrich the types of educational activities in accordance with the individual characteristics of the student.

Keywordspedagogical potential, personalized learning, individualized learning, interindividualized learning, metaindividualized learning
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters18647
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Важным условием успешного саморазвития личности обучающегося, удовлетворения его образовательных интересов, возрастных особенностей и индивидуальных потребностей выступает эффективное использование всего потенциала современных педагогических средств. Выявление потенциала различных видов обучения для массовой школы, где осуществляется взаимодействие большого количества детей, является задачей, решение которой позволит совершенствовать образовательный процесс, обогатить виды учебной деятельности в соответствии с индивидуальными характеристиками обучающегося.
2 Для правильного употребления лингвистического средства и научной категории «потенциал» в педагогическом исследовании следует установить его смысл. Этимологически слово «потенциал» происходит от латинского potentialis – «мощный». В словаре синонимов русского языка находим слова, имеющие такое же лексическое значение, как «потенциал» – это ресурсы, способности, резерв, запас (внутренний, жизненный), возможности.
3 В философии категория «потенциал» раскрывается через латинские actus и potentia (действительность и возможность), которые использовал Аристотель в своих трудах. Аристотель ввел деление бытия на «потенциальное» и «актуальное» для обозначения актуальной действительности какого-либо предмета или процесса в отличие от потенциально возможного состояния его бытия. Под потенциалом следует понимать то, благодаря чему «potentia» (возможность) переходит в «actus» (действительность), потенциальность переходит в актуальность, осуществляются изменения, т.е. движение от одних качеств к другим [10, с.17]. В научной литературе отмечается, что потенциал определяется реальными конкретными возможностями, сформированными системой в ходе какой-либо деятельности, он содержит ресурсы, обладающие этими действенными возможностями, и реальные способности к использованию данных ресурсов [4].
4 В психологии «потенциал» (лат. potentia – сила, возможности) определяется как совокупность имеющихся средств, которые характеризуют человеческие способности развивать свои внутренние возможности, а также нечто, что может проявиться или стать реальным, совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении. В данной науке наиболее часто употребляемым является термин «потенциал личности». Изучению феномена потенциала личности уделено большое внимание в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна и др. Потенциал личности рассматривается ими как природные качества человека, составляющие условие развития его внутреннего мира, индивидуальных способностей.
5 В социологии под потенциалом понимают навыки, знания или способности конкретных людей, учреждений или подразделений в связи с выполнением ими определенных обязанностей производства конкретных изделий. Рассматривается педагогический потенциал социальной среды и окружающего социума как вспомогательного педагогического средства влияния на личность.

views: 253

Readers community rating: votes 0

1. Apushkina K.N., Kirillova Ya.V. Razvitie pedagogicheskogo potentsiala kak sredstva professional'nogo obrazovaniya studentov vuza fizicheskoj kul'tury // Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. №1(26) 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskogo-potentsiala-kak-sredstvo-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury (data obrascheniya: 30.07.2019).

2. Bogomolova E.V. Personalizirovannoe obuchenie v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya informatiki//Universitet im. V.I. Vernadskogo.– 2011. – №1(32).– S. 117-120.

3. Bodnar A.M. Pedagogicheskij potentsial uchitelya: lichnostno-gumanisticheskij aspekt [Ehlek¬tronnyj resurs] / A.M. Bodnar: dis. … kand. ped. nauk. – Ekaterinburg, 1993. – 194 s. – Rezhim dostupa: http://elar.urfu.ru/handle/10995/28888. (data obrascheniya: 15.09.2020)

4. Batova T. N. , Krylova V. A. Marketingovyj potentsial predpriyatiya.– M.: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznaniya, 2016. – 234 s.

5. Bozhinskaya T. L. Pedagogicheskij potentsial Rossijskoj regional'noj kul'tury v kontekste sotsial'no-filosofskikh issledovanij // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-rossiyskoy-regionalnoy-kultury-v-kontekste-sotsialno-filosofskih-issledovaniy-1 (data obrascheniya: 30.07.2019).

6. Dehvid Stillman Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat' i najti s nim obschij yazyk / Dehvid Stillman, Iona Stillman; per. s angl. Yu. Kondukova. — M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2018. - URL: https://libcat.ru/knigi/prochee/ekonomika/economics/27635-devid-stillman-pokolenie-z-na-rabote.html (data obrascheniya: 12.12.2019).

7. Zagorulya T.B. Pedagogicheskij potentsial vuza: suschnost' i soderzhanie // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.– 2015. – № 6. – S. 56-62.

8. Karpukhina S.V. Personalizirovannoe obuchenie algebre i nachalam matematicheskogo analiza s ispol'zovaniem komp'yuternoj sistemy «Mathematica»: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. – Ryazan': Ryazanskij gos. un-t imeni S. A. Esenina, 2009. – 243s.

9. Kizesova I. V. Organizatsiya personalizirovannogo obucheniya slushatelej v protsesse dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: 13.00.08. — Krasnoyarsk, 2006. Nauchnaya biblioteka dissertatsij i avtoreferatov [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.dissercat.com/ (data obrascheniya: 16.08.2016) .

10. Mitrakhovich V.A. Potentsial kak pedagogicheskaya kategoriya // Izvestiya VGPU. 2008. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-kak-pedagogicheskaya-kategoriya (data obrascheniya: 29.07.2019).

11. Patutina N. A. Suschnost' i struktura pedagogicheskogo potentsiala organizatsionnoj kul'tury korporatsii // Vestnik evrazijskoj nauki. 2013. №5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-pedagogicheskogo-potentsiala-organizatsionnoy-kultury-korporatsii (data obrascheniya: 30.07.2019).

12. Popad'ina C.Yu. Realizatsiya funktsional'no-graficheskoj linii v personalizirovannom obuchenii obscheobrazovatel'nomu kursu matematiki s ispol'zovaniem komp'yuternoj sistemy mathcad – 13.00.02 - Moskva, 2009. Nauchnaya biblioteka dissertatsij i avtoreferatov [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003480036 (data obrascheniya: 16.08.2016)]

13. Solonina A.G. Kontseptsiya personalizirovannogo obucheniya: monogr. – M.: Prometej, 1997. - 187 s.

14. Shamis E. Teoriya pokolenij. Neobyknovennyj Iks/ Evgeniya Shamis, Evgenij Nikonov. - Universitet «Sinergiya», 2016. - URL: https://topreading.ru/ (data obrascheniya: 12.12.2019).

15. Yurkevich A.I. Pedagogicheskij potentsial obrazovatel'nogo standarta // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. T. 12. – 2010. – №5(2).– S. 403-405.

16. Yakushkina M. S. Pedagogicheskij potentsial kul'tury kak resurs razvitiya sovremennogo sotsial'nogo tsentra // Nauchnyj dialog. – 2015. – № 10 (46). – S. 120–133.

17. Department for Educati on and Skills (DfES) Great Britain. 2006. 2020 Vision: Report of the Teaching and Learning in 2020 Review Group. Notti ngham, DfES Publicati ons, p. 6.

Система Orphus

Loading...
Up