Отношение преподавателей вуза к трансформации университетского образования в цифровом обществе

 
Код статьиS181570410020457-7-1
DOI10.54884/S181570410020457-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры теории и истории педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующая кафедрой, профессор кафедры теории и истории педагогики, директор
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Директор
Аффилиация: НИИ Педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы13-21
Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования о стратегиях трансформации университетского образования в условиях расширяющейся цифровизации. Авторы рассматривают мнения преподавателей о сути происходящих изменений в условиях перехода вузов к массовому дистанционному обучению. Проводится корреляция выявленных позиций с другими исследованиями. Делаются выводы о перспективах развития образовательного процесса в вузах цифрового общества. 

Ключевые словадистанционное обучение, отношение преподавателей к дистанционному обучению, трансформация образовательного процесса, пилотное исследование
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов26813
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и эти изменения касаются всех сторон нашей жизни, в том числе профессиональной деятельности преподавателя вуза. Ключевым фактором происходящих изменений является расширение виртуальной среды жизнедеятельности человека, вследствие чего появляются новые возможности для установления разнообразных контактов, расширения взаимодействия, обусловленные стремительным сокращением расстояний между людьми. 2020 год стал особенным из-за объявленной пандемии, когда система образования (на всех уровнях) стремительно перешла к дистанционному обучению, которое, в свою очередь, вошло в нашу профессиональную деятельность быстро и, вероятно, навсегда.
2 Возникла необходимость не просто адаптироваться к новым условиям, а проявить активную позицию в поиске эффективных современных технологий построения образовательного процесса, проведения научных исследований, установления взаимодействия в научно-профессиональном сообществе. Возникшая ситуация заметно активизировала обсуждение и обмен опытом преподавателями разных вузов [8].
3 С целью выявления отношения преподавателей вузов к работе в ситуации неопределенности и удаленности было проведено пилотное исследование о стратегиях трансформации университетского образования в условиях цифровизации. Представляется важным обсудить его результаты в научном сообществе, так как ситуация действительно изменяется очень быстро.
4 В исследовании приняли участие преподаватели института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, участвовавшие в реализации образовательных программ в дистанционном формате. Исследовательский инструментарий – анкета, состоящая из 4 блоков вопросов, в ответе на которые респондентам предлагалось выбрать предлагаемый вариант или дописать свое мнение.
5 Охарактеризуем результаты обработки ответов преподавателей вуза на первый блок анкеты «Отношение к ситуации неопределенности». Основной целью анализа ответов на вопросы этого блока стало выявление самооценки готовности преподавателей к работе в ситуации неопределенности.
6 Отвечая на вопрос о том, как преподаватель оценивает свою готовность к работе в условиях неопределенности (т.е. перехода к дистанционному обучению), абсолютное большинство (95%) ответили, что они в достаточной (73,7%) или высокой (26,3%) степени готовы к продолжению преподавательской деятельности в новых условиях, но чуть более 5% оценили свою готовность к преподавательской деятельности в условиях неопределенности как низкую. Следует отметить очень оптимистичный в целом взгляд преподавателей на готовность работать в условиях дистанционного обучения, что может означать наличие у них опыта организации такого обучения.
7 Однако зафиксированная высокая самооценка готовности преподавателей к дистанционному обучению студентов - будущих педагогов не коррелирует с ситуацией, реально складывающейся в педагогическом сообществе, так как исследователи фиксируют проблему «недостаточного опыта участия педагогов в цифровых форматах», а также риски «ненадлежащей цифровой компетентности не менее 30% учительского корпуса в России», отмечая, что «недостаточность ИКТ-подготовки — серьезный пробел педагогического высшего образования недалекого прошлого» [3, с. 19-20]. На наш взгляд, полученные ответы можно оценить как завышенное мнение преподавателей о собственной компетентности, когда фиксируется недооценка в полной мере ее актуального содержания, поскольку у более трети преподавателей «нет сформировавшихся практик цифрового поведения», независимо от возраста [10]. С другой стороны, это может быть ситуация, часто фиксируемая в современных социологических опросах, когда респонденты дают социально ожидаемые ответы. Для поверки истинности ответов, как правило, в анкеты вводятся косвенные вопросы. Далее мы рассмотрим ответы на такие вопросы, коррелирующие с вопросом о готовности к работе в условиях неопределенности.

всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГУ.– 2010.– № 3.– С. 12-16.

2. Андреева Н.Д., Глубокова Е.Н., Гутник И.Ю., Кондракова И.Э., Матросова Ю.С., Писарева С.А., Подходова Н.С., Примчук Н.В., Тряпицына А.П. Педагогические аспекты модернизации общего образования: пути преодоления отчуждения подростков от школы: Кол.моногр. – СПб.: Свое издательство, 2015.

3. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей / С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков.— М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с.

4. Громыко Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост [Электронный ресурс]. Доступ: http://fictionbook.ru/author (дата обращения: 22.02.2020).

5. Дроботенко Ю.Б. Развитие идеи архитектурного подхода в педагогике в условиях информационного общества// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011.– № 10.–С. 128-137.

6. Карманов А.М. Смарт как качественно новая ступень развития постинформационного общества // Статистика и Экономика.– 2014.– №5.– С. 38 – 41.

7. Карпов А.О. Возможен ли университет 3.0 в России?// Социологические исследования.– 2018.–№ 9.– С. 59 – 70.

8. Луков Е. Как коронавирус изменит высшее образование / Тайга-инфо, 01 апреля 2020. [Электронный ресурс] Доступ: https://tayga.info/153517 (дата обращения 10.10.2020)

9. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение// Ведомости. [Электронный ресурс]. Доступ: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения 10.10.2020)

10. Эксперты оценили готовность школ и вузов к дистанционному обучению. Об этом сообщает "Рамблер". [Электронный ресурс] Доступ: https://news.rambler.ru/education/44000792/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 10.10.2020)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх