Attitude of University doctors to the transformation of the world in a digital society

 
PIIS181570410020457-7-1
DOI10.54884/S181570410020457-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of the Department of Theory and History
Affiliation: Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Department, Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy, Director
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Director
Affiliation: Institute of Pedagogical Problems of Education Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages13-21
Abstract

The article presents the results of a pilot study of University transformation strategies in the context of expanding digitalization. The authors consider the opinions of teachers about the essence of changes occurring in the conditions of transition of higher education institutions to mass and distance learning. These positions also correlate with other studies. Conclusions are drawn about the prospects of the need to organize the educational process in higher educational institutions of the digital society.

Keywordsdistance learning, teachers ' attitude to distance learning, transformation in the education system, pilot study
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters26813
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и эти изменения касаются всех сторон нашей жизни, в том числе профессиональной деятельности преподавателя вуза. Ключевым фактором происходящих изменений является расширение виртуальной среды жизнедеятельности человека, вследствие чего появляются новые возможности для установления разнообразных контактов, расширения взаимодействия, обусловленные стремительным сокращением расстояний между людьми. 2020 год стал особенным из-за объявленной пандемии, когда система образования (на всех уровнях) стремительно перешла к дистанционному обучению, которое, в свою очередь, вошло в нашу профессиональную деятельность быстро и, вероятно, навсегда.
2 Возникла необходимость не просто адаптироваться к новым условиям, а проявить активную позицию в поиске эффективных современных технологий построения образовательного процесса, проведения научных исследований, установления взаимодействия в научно-профессиональном сообществе. Возникшая ситуация заметно активизировала обсуждение и обмен опытом преподавателями разных вузов [8].
3 С целью выявления отношения преподавателей вузов к работе в ситуации неопределенности и удаленности было проведено пилотное исследование о стратегиях трансформации университетского образования в условиях цифровизации. Представляется важным обсудить его результаты в научном сообществе, так как ситуация действительно изменяется очень быстро.
4 В исследовании приняли участие преподаватели института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, участвовавшие в реализации образовательных программ в дистанционном формате. Исследовательский инструментарий – анкета, состоящая из 4 блоков вопросов, в ответе на которые респондентам предлагалось выбрать предлагаемый вариант или дописать свое мнение.
5 Охарактеризуем результаты обработки ответов преподавателей вуза на первый блок анкеты «Отношение к ситуации неопределенности». Основной целью анализа ответов на вопросы этого блока стало выявление самооценки готовности преподавателей к работе в ситуации неопределенности.
6 Отвечая на вопрос о том, как преподаватель оценивает свою готовность к работе в условиях неопределенности (т.е. перехода к дистанционному обучению), абсолютное большинство (95%) ответили, что они в достаточной (73,7%) или высокой (26,3%) степени готовы к продолжению преподавательской деятельности в новых условиях, но чуть более 5% оценили свою готовность к преподавательской деятельности в условиях неопределенности как низкую. Следует отметить очень оптимистичный в целом взгляд преподавателей на готовность работать в условиях дистанционного обучения, что может означать наличие у них опыта организации такого обучения.
7 Однако зафиксированная высокая самооценка готовности преподавателей к дистанционному обучению студентов - будущих педагогов не коррелирует с ситуацией, реально складывающейся в педагогическом сообществе, так как исследователи фиксируют проблему «недостаточного опыта участия педагогов в цифровых форматах», а также риски «ненадлежащей цифровой компетентности не менее 30% учительского корпуса в России», отмечая, что «недостаточность ИКТ-подготовки — серьезный пробел педагогического высшего образования недалекого прошлого» [3, с. 19-20]. На наш взгляд, полученные ответы можно оценить как завышенное мнение преподавателей о собственной компетентности, когда фиксируется недооценка в полной мере ее актуального содержания, поскольку у более трети преподавателей «нет сформировавшихся практик цифрового поведения», независимо от возраста [10]. С другой стороны, это может быть ситуация, часто фиксируемая в современных социологических опросах, когда респонденты дают социально ожидаемые ответы. Для поверки истинности ответов, как правило, в анкеты вводятся косвенные вопросы. Далее мы рассмотрим ответы на такие вопросы, коррелирующие с вопросом о готовности к работе в условиях неопределенности.

views: 296

Readers community rating: votes 0

1. Abyzova E. V. Pedagogicheskij dizajn: ponyatie, predmet, osnovnye kategorii // Vestnik VyatGU.– 2010.– № 3.– S. 12-16.

2. Andreeva N.D., Glubokova E.N., Gutnik I.Yu., Kondrakova I.Eh., Matrosova Yu.S., Pisareva S.A., Podkhodova N.S., Primchuk N.V., Tryapitsyna A.P. Pedagogicheskie aspekty modernizatsii obschego obrazovaniya: puti preodoleniya otchuzhdeniya podrostkov ot shkoly: Kol.monogr. – SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2015.

3. Gotovnost' rossijskikh shkol i semej k obucheniyu v usloviyakh karantina: otsenka bazovykh pokazatelej / S.I. Zair-Bek, T.A. Mertsalova, K.M. Anchikov.— M.: NIU VShEh, 2020. — 32 s.

4. Gromyko Yu.V. Personalizatsiya v obrazovanii: initsiiruyuschee obrazovanie, pod'em soznaniya i lichnostnyj rost [Ehlektronnyj resurs]. Dostup: http://fictionbook.ru/author (data obrascheniya: 22.02.2020).

5. Drobotenko Yu.B. Razvitie idei arkhitekturnogo podkhoda v pedagogike v usloviyakh informatsionnogo obschestva// Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanij. – 2011.– № 10.–S. 128-137.

6. Karmanov A.M. Smart kak kachestvenno novaya stupen' razvitiya postinformatsionnogo obschestva // Statistika i Ehkonomika.– 2014.– №5.– S. 38 – 41.

7. Karpov A.O. Vozmozhen li universitet 3.0 v Rossii?// Sotsiologicheskie issledovaniya.– 2018.–№ 9.– S. 59 – 70.

8. Lukov E. Kak koronavirus izmenit vysshee obrazovanie / Tajga-info, 01 aprelya 2020. [Ehlektronnyj resurs] Dostup: https://tayga.info/153517 (data obrascheniya 10.10.2020)

9. Pochemu studenty i prepodavateli nevzlyubili distantsionnoe obuchenie// Vedomosti. [Ehlektronnyj resurs]. Dostup: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (data obrascheniya 10.10.2020)

10. Ehksperty otsenili gotovnost' shkol i vuzov k distantsionnomu obucheniyu. Ob ehtom soobschaet "Rambler". [Ehlektronnyj resurs] Dostup: https://news.rambler.ru/education/44000792/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (data obrascheniya 10.10.2020)

Система Orphus

Loading...
Up