Моделирование проектно-ориентированной среды развития ребенка в современной дошкольной образовательной организации

 
Код статьиS181570410020360-1-1
DOI10.54884/S181570410020360-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Проректор по развитию и экономике образовательных проектов
Аффилиация: ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы140-144
Аннотация

В статье анализируется реальная практика организации проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях (ДОО) на основе источников открытой печати, делаются выводы о критериях и принципах развития ребенка в современных условиях. 

Ключевые словаребенок, дошкольное образование, проект, проектно-ориентированная среда, развитие дошкольников
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов13884
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современный период развития образования проектная деятельность занимает ведущее место как в научных исследованиях, так и в реальной практике на разных ступенях образовательной лестницы. Рассмотрение проекта как составного элемента организации обучения или воспитания личности предусматривает его видение как прогностической модели.
2 Цель данной статьи – проанализировать реальную практику организации проектной деятельности, касающейся системы дошкольного образования, на основе публикаций в открытой печати.
3 Авторский концептуальный замысел заключается в том, чтобы проследить тенденции развития ребенка в публикуемых педагогами-воспитателями ДОО проектах в издании «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» (издатель и главный редактор журнала В. И. Реброва).
4 Решение поставленной задачи связывается в первую очередь с обоснованием исходных принципов и методологических подходов к раскрытию самого феномена «развитие ребенка». В основу анализа положены идеи и концептуальные взгляды выдающихся психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна и др. [1, 4, 11, 12].
5 Анализируя жизненный путь человека, Б. Г. Ананьев выделяет в нем периоды старта, первичной социализации, активности и деятельности. В этом плане можно утверждать и принять за основу этапы жизненного старта человека как индивида, личности, субъекта деятельности. При этом ученый рекомендует основываться на следующих моментах:
  • факторах и условиях, детерминирующих человеческое развитие (среда обитания, социальное окружение, генетическая предрасположенность и др.);
  • характеристиках самого человеческого развития, его внутренних закономерностях, механизмах и фазах эволюции, стабилизации и инволюции;
  • компонентах целостной структуры человека, складывающейся в процессе этого развития, взаимосвязи между ними, параметрах деятельности человека – практической и теоретической [1].
6 Классические воззрения о природе детства, раскрытые в трудах Я.А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., особенно в части комплексного рассмотрения развития ребенка актуальны и в современной практике. В то же время можно согласиться с академиком РАО Д. И. Фельдштейном, что в современном изменяющемся мире чрезвычайно важно учесть динамику условий жизни, характер социального пространства существования и функционирования человека, системы его отношений, специфику самого процесса развития современного Детства. Как подчеркивает академик, в педагогике огромную роль играют «глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования» [11].
7 Д.И. Фельдштейн раскрывает значение жизненного пространства ребенка: «…важнейшим активно воздействующим на развитие Детства фактором является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребёнок, начиная с младенческого возраста. Это сейчас не просто другой мир, но и другое восприятие им этого мира. Широко открытое, благодаря Интернету и телевидению, практически всё пространство «общечеловеческой жизни» создает детям возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах, не осмысленных ими, не готовых к их восприятию» [12].

всего просмотров: 337

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Развитие и воспитание личности. – СПб., 2007. – 244 с.

2. Белоусова Е.И., Недбайло Е.В., Шиндякина Н.А. Проект волонтёрского движения «Добрята»// Детский сад будущего – галерея творческих проектов. –2020.– № 6 (71). – С. 8-11.

3. Брехт В.В., Жук Е.А. Космический квест «Спасение фиксиков» // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2020. – № 1 (66). – С. 26-29.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов. – М., 2003. –Серия: Библиотека всемирной психологии.

5. Ганжа Н.С., Симонова Н.В. Проект «Земля – наш общий дом»// Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2020. – № 1 (66). – С. 19-25.

6. Коротаева Е., Белоусова С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Научный поиск. – 2018. – № 3. – С. 80-86.

7. Костина Р. А. Проект «Весенний калейдоскоп» // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2020. – № 1 (66).– С. 8-13.

8. Любителева Т.Е., Хохлова Л.В., Ободзинская О.Ю., Кузьменко В.А., Болжанова Д.У., Субота Н.А. Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!»// Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2019. – № 7 (64). – С. 6-11.

9. Пашенина Н. В. Проект «Новый год шагает по планете»// Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2020. – № 6 (71). – С. 10-20.

10. Реброва В. И. О методике проведения прогулки в детском саду// Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2020.– № 6 (71). – С. 3-7.

11. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 19. – С. 7-14.

12. Фельдштейн Д.И. Нужна новая концепция образования // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – № 12.– С. 7-12.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх