Modeling project-oriented environment for child development in a modern preschool educational organization

 
PIIS181570410020360-1-1
DOI10.54884/S181570410020360-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Vice-Rector for Development and Economics of Educational Projects
Affiliation: Leningrad Regional Institute for the Development of Education»
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages140-144
Abstract

The article analyzes the real practice of organizing project activities in preschool educational institutions on the basis of open press sources, draws conclusions about the criteria and principles of child development in modern conditions.

Keywordschild, preschool education, project, project-oriented environment, development of preschoolers.
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters13884
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В современный период развития образования проектная деятельность занимает ведущее место как в научных исследованиях, так и в реальной практике на разных ступенях образовательной лестницы. Рассмотрение проекта как составного элемента организации обучения или воспитания личности предусматривает его видение как прогностической модели.
2 Цель данной статьи – проанализировать реальную практику организации проектной деятельности, касающейся системы дошкольного образования, на основе публикаций в открытой печати.
3 Авторский концептуальный замысел заключается в том, чтобы проследить тенденции развития ребенка в публикуемых педагогами-воспитателями ДОО проектах в издании «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» (издатель и главный редактор журнала В. И. Реброва).
4 Решение поставленной задачи связывается в первую очередь с обоснованием исходных принципов и методологических подходов к раскрытию самого феномена «развитие ребенка». В основу анализа положены идеи и концептуальные взгляды выдающихся психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна и др. [1, 4, 11, 12].
5 Анализируя жизненный путь человека, Б. Г. Ананьев выделяет в нем периоды старта, первичной социализации, активности и деятельности. В этом плане можно утверждать и принять за основу этапы жизненного старта человека как индивида, личности, субъекта деятельности. При этом ученый рекомендует основываться на следующих моментах:
  • факторах и условиях, детерминирующих человеческое развитие (среда обитания, социальное окружение, генетическая предрасположенность и др.);
  • характеристиках самого человеческого развития, его внутренних закономерностях, механизмах и фазах эволюции, стабилизации и инволюции;
  • компонентах целостной структуры человека, складывающейся в процессе этого развития, взаимосвязи между ними, параметрах деятельности человека – практической и теоретической [1].
6 Классические воззрения о природе детства, раскрытые в трудах Я.А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др., особенно в части комплексного рассмотрения развития ребенка актуальны и в современной практике. В то же время можно согласиться с академиком РАО Д. И. Фельдштейном, что в современном изменяющемся мире чрезвычайно важно учесть динамику условий жизни, характер социального пространства существования и функционирования человека, системы его отношений, специфику самого процесса развития современного Детства. Как подчеркивает академик, в педагогике огромную роль играют «глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования» [11].
7 Д.И. Фельдштейн раскрывает значение жизненного пространства ребенка: «…важнейшим активно воздействующим на развитие Детства фактором является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребёнок, начиная с младенческого возраста. Это сейчас не просто другой мир, но и другое восприятие им этого мира. Широко открытое, благодаря Интернету и телевидению, практически всё пространство «общечеловеческой жизни» создает детям возможность находиться сразу в нескольких временных, исторических, географических, этнокультурных и других пространствах, не осмысленных ими, не готовых к их восприятию» [12].

views: 343

Readers community rating: votes 0

1. Anan'ev B. G. Izbrannye trudy po psikhologii. Razvitie i vospitanie lichnosti. – SPb., 2007. – 244 s.

2. Belousova E.I., Nedbajlo E.V., Shindyakina N.A. Proekt volontyorskogo dvizheniya «Dobryata»// Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. –2020.– № 6 (71). – S. 8-11.

3. Brekht V.V., Zhuk E.A. Kosmicheskij kvest «Spasenie fiksikov» // Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2020. – № 1 (66). – S. 26-29.

4. Vygotskij L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka: sbornik izbrannykh trudov. – M., 2003. –Seriya: Biblioteka vsemirnoj psikhologii.

5. Ganzha N.S., Simonova N.V. Proekt «Zemlya – nash obschij dom»// Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2020. – № 1 (66). – S. 19-25.

6. Korotaeva E., Belousova S. K osnovam patrioticheskogo vospitaniya detej v detskom sadu // Nauchnyj poisk. – 2018. – № 3. – S. 80-86.

7. Kostina R. A. Proekt «Vesennij kalejdoskop» // Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2020. – № 1 (66).– S. 8-13.

8. Lyubiteleva T.E., Khokhlova L.V., Obodzinskaya O.Yu., Kuz'menko V.A., Bolzhanova D.U., Subota N.A. Proekt «Posmotri, kak khorosh kraj, v kotorom ty zhivesh'!»// Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2019. – № 7 (64). – S. 6-11.

9. Pashenina N. V. Proekt «Novyj god shagaet po planete»// Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2020. – № 6 (71). – S. 10-20.

10. Rebrova V. I. O metodike provedeniya progulki v detskom sadu// Detskij sad buduschego – galereya tvorcheskikh proektov. – 2020.– № 6 (71). – S. 3-7.

11. Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. – 2011. – № 19. – S. 7-14.

12. Fel'dshtejn D.I. Nuzhna novaya kontseptsiya obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. – 2013. – № 12.– S. 7-12.

Система Orphus

Loading...
Up