Информационное развитие университета: опыт зарубежных и отечественных ВУЗов

 
Код статьиS181570410020355-5-1
DOI10.54884/S181570410020355-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель кафедры немецкого и романских языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы132-139
Аннотация

В статье представлены наиболее перспективные инициативы и направления развития образовательной среды высшей школы. Рассмотрена проблематика внедрения информационной модели в мировые системы высшего образования и общечеловеческие факторы влияния на эффективность ее функционирования.

Ключевые словаобразовательные технологии, концепция информационного развития, дистанционное образование, информационная культура, образовательная платформа, MOOCs, массовые открытые онлайн курсы
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов22390
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Резкий переход на дистанционное образование (ДО) в связи с пандемией 2020 года вызвал панику и замешательство среди преподавателей, студентов и администраторов всех уровней. Речь идет не только об отечественных учебных заведениях, но и зарубежных ВУЗах с высоким статусом, таких как Гарвард, – преподаватели университета поделились впечатлениями от первых дней перехода на дистанционную форму в статье Гарвардского журнала [1].
2 «Технологическое будущее» наступило внезапно. Ускоренная компьютеризация пространства, перенос реальности в виртуальность закономерно вызывают тревогу, разница лишь в том, как справляются с этим кризисом в каждом обществе. Очевиден тот факт, что информатизация образования неизбежна, в связи с этим нам придется переосмыслить классические подходы и обратиться к термину «информационная культура», понимая его не только как совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, но и как новую среду информационного общества с иными принципами взаимодействия.
3 В первую очередь, информационная культура как среда требует развития новейших компетенций. Речь идет не о тех современных компетенциях, которые будут востребованы в будущем, а о принципиально инновационных, без которых современный человек не может рассчитывать на успех в стремительно изменяющемся новом мире.
4 К таким компетенциям относятся:
  • информационная гигиена – способность отличить факт от вымысла. Виртуальность разрушила формирующуюся веками культуру фактов. На смену фактам пришли их интерпретации (постфакты), которые легко можно спутать с мифами;
  • управление идентичностью: в условиях сложных субъектно-объектных отношений важно не терять своей позиции при смене ролей;
  • детоксикация мышления. «Ясное сияние чистого разума», так можно охарактеризовать компетенцию по названию одноименного фильма. Суть заключается в том, что так называемые опытные специалисты имеют когнитивный барьер. В этом смысле накопленные опыт и знания являются токсичными, ибо формируют ментальность, закованную в рамки всевозможных табу. Именно отсутствие этого «груза» позволяет юным специалистам видеть незамутненную картину изменяющегося мира и действовать смело, нелогично и предприимчиво. Последнее хорошо укладывается в теорию эпистемологического анархизма П. Фейрабенда («anything goes») и имеет массу практических примеров в деятельности всемирно известных современников, таких как Илон Маск. Их успех доказывает, что необходимо уметь забывать, стирать, рушить и менять.
5 Именно такие кадры должен воспитывать современный университет. В этой связи концепция информационного развития ВУЗа представляет из себя ведущий замысел, комплекс взглядов, образующих систему поиска путей к достижению цели, коей для университета является его миссия: воспитание полноценных граждан на благо всего мирового сообщества.

всего просмотров: 316

Оценка читателей: голосов 0

1. Астляйнер Г. «Дистанционное обучение посредством www: социальные и эмоциональныеаспекты//Гуманитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е. Войскунского. – М.: «Можайск-Терра», 2000.

2. Горшкова В. В. Феномен образования человека: избранные научные труды // Педагогика и психология высшей школы // Роль электронных сетевых систем в организации научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения. – СПб.: Астерион, 2020. – 490 с.

3. Казьмина И.«Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes—2020», Forbes, 23 июня 2020. // [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes

4. Крук Ч. Информационные технологии в образовании. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете /под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра», 2000.

5. Национальные проекты России, национальный проект «Образование». // [Электронный ресурс] URL: https://национальныепроекты.рф/projects/obrazovanie?utm_source=Yandex_Search&utm_medium=CPC&utm_campaign=56246390&utm_term=национальный%20проект%20образование&utm_content=obrazovanie&yclid=534284009317640660

6. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», магистерская программа «Цифровая трансформация образования». // [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/ma/dt/

7. Песков Д. Н. «Модель Университета 20.35 и условия присоединения к ее созданию» // «Университет 20.30/АСИ» - Екатеринбург: Издательские решения, 2017. – Т. 34. // [Электронный ресурс] URL: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/universitet_20.35.pdf

8. Пучков М. Ю. «Инновационная деятельность педагогического университета: задачи и методы», Ученый совет РГПУ им. А. И. Герцена, 28.05.2020. // [Электронный ресурс] URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/asemihina/files/Инновационная%20деятельность%20педагогического%20университета_%20задачи%20и%20методы%282%29.pdf

9. Хуторской А. В. «Что ради чего: информатизация для человека, или человек для информатизации?», 2006. // [Электронный ресурс] URL: http://khutorskoy.ru/be/2006/0530/index.htm

10. Miller M.D. «Minds online. Teaching effectively with technology», Harvard University Press, 2014.

11. Reich J. «Failure to disrupt. Why technology alone can’t transform education», Harvard University Press, 2020, 16, “Three big bets for MOOCs”.

12. Rosenberg J. S. «Rebooting Online Education», John Harvard’s Journal, Harvard Magazine, may-june, 2020. // [Электронный ресурс] URL: HTTPS://HARVARDMAGAZINE.COM/2020/05/JHJ-REBOOTING-ONLINE-ED

13. Sweet J. «School Goes Remote. Students, faculty, and staff adjust to a changed landscape», Harvard Magazine, November – December 2020. // [Электронный ресурс] URL: https://www.harvardmagazine.com/2020/11/features-school-goes-remote

Система Orphus

Загрузка...
Вверх