Emerging Educational Technologies at University: the experience foreign and domestic higher education institutions

 
PIIS181570410020355-5-1
DOI10.54884/S181570410020355-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Occupation: Teacher of the Department of German and Romance Languages
Affiliation: University of the Humanities and Social Sciences
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages132-139
Abstract

This article provides a brief analysis of the aspects of modern information culture. The most promising initiatives and trends for the development of the educational environment of higher education are presented. The problems of the information model implementation in the world systems of higher education and the universal factors of influence on its effectiveness are considered.

KeywordsEducational technologies, concept of information development, distance education, information culture, educational platform, MOOCs, mass open online courses
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters22390
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Резкий переход на дистанционное образование (ДО) в связи с пандемией 2020 года вызвал панику и замешательство среди преподавателей, студентов и администраторов всех уровней. Речь идет не только об отечественных учебных заведениях, но и зарубежных ВУЗах с высоким статусом, таких как Гарвард, – преподаватели университета поделились впечатлениями от первых дней перехода на дистанционную форму в статье Гарвардского журнала [1].
2 «Технологическое будущее» наступило внезапно. Ускоренная компьютеризация пространства, перенос реальности в виртуальность закономерно вызывают тревогу, разница лишь в том, как справляются с этим кризисом в каждом обществе. Очевиден тот факт, что информатизация образования неизбежна, в связи с этим нам придется переосмыслить классические подходы и обратиться к термину «информационная культура», понимая его не только как совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, но и как новую среду информационного общества с иными принципами взаимодействия.
3 В первую очередь, информационная культура как среда требует развития новейших компетенций. Речь идет не о тех современных компетенциях, которые будут востребованы в будущем, а о принципиально инновационных, без которых современный человек не может рассчитывать на успех в стремительно изменяющемся новом мире.
4 К таким компетенциям относятся:
  • информационная гигиена – способность отличить факт от вымысла. Виртуальность разрушила формирующуюся веками культуру фактов. На смену фактам пришли их интерпретации (постфакты), которые легко можно спутать с мифами;
  • управление идентичностью: в условиях сложных субъектно-объектных отношений важно не терять своей позиции при смене ролей;
  • детоксикация мышления. «Ясное сияние чистого разума», так можно охарактеризовать компетенцию по названию одноименного фильма. Суть заключается в том, что так называемые опытные специалисты имеют когнитивный барьер. В этом смысле накопленные опыт и знания являются токсичными, ибо формируют ментальность, закованную в рамки всевозможных табу. Именно отсутствие этого «груза» позволяет юным специалистам видеть незамутненную картину изменяющегося мира и действовать смело, нелогично и предприимчиво. Последнее хорошо укладывается в теорию эпистемологического анархизма П. Фейрабенда («anything goes») и имеет массу практических примеров в деятельности всемирно известных современников, таких как Илон Маск. Их успех доказывает, что необходимо уметь забывать, стирать, рушить и менять.
5 Именно такие кадры должен воспитывать современный университет. В этой связи концепция информационного развития ВУЗа представляет из себя ведущий замысел, комплекс взглядов, образующих систему поиска путей к достижению цели, коей для университета является его миссия: воспитание полноценных граждан на благо всего мирового сообщества.

views: 319

Readers community rating: votes 0

1. Astlyajner G. «Distantsionnoe obuchenie posredstvom www: sotsial'nye i ehmotsional'nyeaspekty//Gumanitarnye issledovaniya v Internete/pod red. A.E. Vojskunskogo. – M.: «Mozhajsk-Terra», 2000.

2. Gorshkova V. V. Fenomen obrazovaniya cheloveka: izbrannye nauchnye trudy // Pedagogika i psikhologiya vysshej shkoly // Rol' ehlektronnykh setevykh sistem v organizatsii nauchnoj i obrazovatel'noj deyatel'nosti vysshego uchebnogo zavedeniya. – SPb.: Asterion, 2020. – 490 s.

3. Kaz'mina I.«Universitety dlya buduschej ehlity: 100 luchshikh rossijskikh vuzov po versii Forbes—2020», Forbes, 23 iyunya 2020. // [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes

4. Kruk Ch. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Shkoly buduschego // Gumanitarnye issledovaniya v Internete /pod red. A.E. Vojskunskogo. – M., «Mozhajsk-Terra», 2000.

5. Natsional'nye proekty Rossii, natsional'nyj proekt «Obrazovanie». // [Ehlektronnyj resurs] URL: https://natsional'nyeproekty.rf/projects/obrazovanie?utm_source=Yandex_Search&utm_medium=CPC&utm_campaign=56246390&utm_term=natsional'nyj%20proekt%20obrazovanie&utm_content=obrazovanie&yclid=534284009317640660

6. Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», magisterskaya programma «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya». // [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.hse.ru/ma/dt/

7. Peskov D. N. «Model' Universiteta 20.35 i usloviya prisoedineniya k ee sozdaniyu» // «Universitet 20.30/ASI» - Ekaterinburg: Izdatel'skie resheniya, 2017. – T. 34. // [Ehlektronnyj resurs] URL: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/universitet_20.35.pdf

8. Puchkov M. Yu. «Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagogicheskogo universiteta: zadachi i metody», Uchenyj sovet RGPU im. A. I. Gertsena, 28.05.2020. // [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/asemihina/files/Innovatsionnaya%20deyatel'nost'%20pedagogicheskogo%20universiteta_%20zadachi%20i%20metody%282%29.pdf

9. Khutorskoj A. V. «Chto radi chego: informatizatsiya dlya cheloveka, ili chelovek dlya informatizatsii?», 2006. // [Ehlektronnyj resurs] URL: http://khutorskoy.ru/be/2006/0530/index.htm

10. Miller M.D. «Minds online. Teaching effectively with technology», Harvard University Press, 2014.

11. Reich J. «Failure to disrupt. Why technology alone can’t transform education», Harvard University Press, 2020, 16, “Three big bets for MOOCs”.

12. Rosenberg J. S. «Rebooting Online Education», John Harvard’s Journal, Harvard Magazine, may-june, 2020. // [Ehlektronnyj resurs] URL: HTTPS://HARVARDMAGAZINE.COM/2020/05/JHJ-REBOOTING-ONLINE-ED

13. Sweet J. «School Goes Remote. Students, faculty, and staff adjust to a changed landscape», Harvard Magazine, November – December 2020. // [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.harvardmagazine.com/2020/11/features-school-goes-remote

Система Orphus

Loading...
Up