Опыт организации самостоятельной работы студентов в формате дистанционного обучения

 
Код статьиS181570410020344-3-1
DOI10.54884/S181570410020344-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин
Аффилиация: ФГБОУ ВО Ярославская государственная сельскохозяйственная академия
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: ФКУ «НИИ ФСИН России»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы102-107
Аннотация

В cтaтьe рассматриваются инструменты и опыт организации самостоятельной работы в условиях дистанционной формы обучения. Определены основные направления работы, проблемы, наиболее остро проявившиеся при использовании традиционных педагогических методов и технологий в условиях контактной удалённой работы.

Ключевые словаорганизация самостоятельной работы, обучающиеся, удалённая контактная работа, дистанционное обучение, преподаватели, формирование компетенций, мотивация обучающихся, образовательная организация, педагогическая деятельность
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов12206
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 По мнению К.Д. Ушинского только самостоятельная работа учащихся создаёт предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей [12]. Готовность к преподавательской деятельности в условиях дистанционного обучения в системе высшего образования предопределила необходимость пересмотра педагогических средств, освоения преподавателями различных компьютерных технологий, в том числе, по установке и настройке программ технической и информационной поддержки обучающихся [6].
2 В ходе первого этапа обозначенной выше работы – весной 2020 года, когда образовательный процесс осуществлялся в условиях ограничительных санитарно-эпидемиологических мер, решались вопросы, связанные с формированием информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса, пересмотром рабочих программ, формулировкой наиболее актуальных образовательных задач исходя из складывающейся обстановки, определением особенностей организации самостоятельной работы обучающихся.
3 В наших более ранних публикациях мы уже рассматривали различные аспекты дистанционного образования [2; 5; 9; 15], а также значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза [8] и необходимость психологического сопровождения субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства [7]. Вместе с тем, проблеме организации самостоятельной работы с обучающимися в условиях реализации учебного процесса в дистанционном формате не было уделено необходимого внимания.
4 Перед преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин аграрного вуза, как и других учебных заведений, возникает сложный ряд задач, объективно обозначенный необходимостью разработки действенных инструментов мотивации обучающихся к самостоятельной работе, её эффективной оценки и формирования соответствующих компетенций с учётом специфики вуза и мотивации учебной деятельности обучающихся.
5 В соответствии с действующей в настоящее время нормативно-правовой базой при проведении учебных занятий образовательная организация «обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств, включая, при необходимости, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализа ситуаций и имитационных моделей» 11, что требует проведения качественно организованной предварительной самостоятельной работы.
6 Как показывает практика, пользоваться новыми знаниями и умениями обучающийся будет только в том случае, если они станут его личным опытом. Таким образом, при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо сформулировать условия для овладения обучающимися комплексной процедурой соответствующей совокупности образовательных компонентов. Дистанционный формат обучения в виде удалённой контактной работы, в случае её грамотной организации, позволяет достаточно эффективно решить все имеющиеся образовательные задачи.

всего просмотров: 269

Оценка читателей: голосов 0

1. Власова И. Н. Самостоятельная работа студентов как условие успешной профессиональной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2-2. – С. 210-213.

2. Гиль А. В., Морозов А. В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // Весенние психолого-педагогические чтения: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А. Г. Буровой. – Астрахань: АГУ, 2020. – С. 140-143.

3. Игнатьева О. В., Левинская А. Р. Самостоятельная работа студентов как пространство для индивидуализации образования и взаимодействия с работодателем // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2-2. – С. 246-250.

4. Кононова Ю. Д. Использование GOOGLE форм в процессе обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы образования и общества: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2020. – С. 15-19.

5. Морозов А. В. Новые технологические подходы в современном дистанционном образовании // Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018): сборник статей / науч. ред. Д. М. Шакирова. – Казань: Отечество, 2018. – С. 361-370.

6. Морозов А. В. Профессиональная подготовка педагогов в условиях цифровизации // Россия: тенеденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества / Отв. редактор В. И. Герасимов. – 2019. – C. 750-751.

7. Морозов А. В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Печатается по решению оргкомитета НПК. – Иркутск, 2016. – С. 308-315.

8. Морозов А. В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. – Казань: ТИСБИ, 2014. – С. 188-194.

9. Морозов А. В., Терещенко А. Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. – USA: Primedia E-launch LLC, 2014. – С. 127-130

10. Морозов А. В., Шорина Т. В. Структура научно-методического обеспечения визуализации учебной информации в системе современного высшего образования // Управление образованием: теория и практика. – 2017. – № 4 (28). – С. 14-24.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 (ред. от 17.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_220229/2ff7a8c72de3994f 30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 17.10.2020).

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1974. – 438 с.

13. Черниговская Т. В. Онлайн-курс Neurolinguistics // [Электронный ресурс] URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/spbgu-zapuskaet-novyy-onlayn-kurs-po-neyrolingvistike-pod-rukovodstvom-tatyany (дата обращения 29.09.2020).

14. Шибаев В. П. Организация самостоятельной работы студентов в вузе как педагогическая проблема // Вестник университета. – 2013. – № 18. – С. 195-198.

15. Bashkireva T., Bashkireva A., Ermakova N., Morozov A., Yulina G. Health Indicators of Students in Weekly Dynamics in Conditions of Distance Learning and Self-Isolation During the Period of COVID-19 // Proceedings of the Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2020. – Vol. 486. – Pр. 529-532.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх