Об индоевропейском мировидении

 
Код статьиS0373658X0011256-0-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, 107031, Россия
Название журналаВопросы языкознания
ВыпускНомер 4
Страницы60-90
Аннотация

В основе индоевропейского мировидения лежит световая метафора. Рождение мыслится как появление на свет, жизнь — как способность видеть солнце; мир понимается как «то, что под солнцем», а мерой его существования выступает движение солнца. Божественное мыслится как светлое, дневное и небесное, боги в коллективном смысле располагаются на небе. Поэтическое творчество и культ пронизаны семантикой света и видения. С метафорой света тесно связан центральный нерв индоевропейской пред-онтологии — понятие истины (*h1s-ont-/*h1s-n̥t-).  Индоевропейцы мыслят истину как особое, «истинное» состояние сущего, характеризующееся ладностью, устойчивостью и благостью в ее многообразных вариациях; истина в то же время это и поэтическое слово, которое должно раскрыть подлинное бытие космоса. Поэтическая практика истины является центральным событием ритуала и восхваления. Специфику «истины» следует понимать из специфики индоевропейского глагола бытия (*h1es-), характеризующегося имперфективностью, презентностью, копулятивностью и аксиологически окрашенной экзистенциальностью. Семантический комплекс истина-бытиеоткрытость-слово-слава-свет является ядром индоевропейского мировидения, принципиально отличающим его от других языковых картин мира, в частности от языков австралийских аборигенов, где доминирует акустическая метафора. 

Ключевые словаиндоевропеистика, индоевропейская поэтика, языковая картина мира, семантическая типология, мифопоэтическое мышление, лингвистическая относительность
Получено15.08.2015
Дата публикации15.08.2015
Кол-во символов1371
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Бенвенист 1974а — Бенвенист Э. Глаголы «быть» и «иметь» и их функции в языке // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 203—224. [Benveniste E. The verbs to be and to have and their functions in language. Benveniste E. Obshchaya lingvistika. Moscow: Progress, 1974. Pp. 203—224.]

2. Бенвенист 1974б — Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 104—114 [Benveniste E. Categories of thought and categories of language. Benveniste E. Obshchaya lingvistika. Moscow: Progress, 1974. Pp. 104—114.].

3. Витгенштейн 2005 — Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. [Wittgenstein L. Izbrannye raboty [Selected writings]. Moscow: Territoriya Budushchego, 2005.]

4. Гамкрелидзе, Иванов 1984 — Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. [Gamkrelidze T. V., Ivanov Vyach. Vs. Indoevropeiskii yazyk i indoevropeitsy: Rekonstruktsiya i istoriko-tipologicheskii analiz prayazyka i protokul’tury [The Indo-European language and Indo-Europeans: Reconstruction and historico-typological analysis of the protolanguage and protoculture]. Tbilisi: Tbilisi University, 1984.]

5. Елизаренкова 1993 — Елизаренкова Т. Я. Язык и стиль ведийских риши. М.: Восточная литература, 1993. [Elizarenkova T. Ya. Yazyk i stil’ vediiskikh rishi [Language and style of the Vedic rishis]. Moscow: Vostochnaya Literatura, 1993.]

6. Исход 2000 — Селезнев М. Г., Тищенко С. В. (ред.). Ветхий Завет: перевод с древнееврейского. Книга Исхода. М.: РГГУ, 2000. [Vetkhii Zavet: perevod s drevneevreiskogo. Kniga Iskhoda [The Old Testament: translated from Hebrew. The Exodus]. Seleznev M. G., Tishchenko S. V. (eds). Moscow: Russian State Univ. for the Humanities, 2000.]

7. Карапетьянц 1974 — Карапетьянц А. М. Древнекитайская философия и древнекитайский язык // Историко-философские исследования. М.: Наука, 1974. [Karapet’yants A. M. Ancient Chinese philosophy and the Old Chinese language. Istoriko-filosofskie issledovaniya. Moscow: Nauka, 1974.]

8. Кобзев 2006 — Кобзев А. И. Общемировоззренческие следствия отсутствия связки «быть» («есть») и понятия «бытие» // Титаренко М. Л., Кобзев А. И., Лукьянов А. Е. (ред.). Духовная культура Китая. Философия. М.: Восточная литература, 2006. С. 120—126. [Kobzev A. I. General worldview consequences of the absence of the copula «to be» and of the concept «existence». Dukhovnaya kul’tura Kitaya. Filosofiya. Titarenko M. L., Kobzev A. I., Luk’yanov A. E. (eds). Moscow: Vostochnaya Literatura, 2006. Pp. 120—126.]

9. Романов 2009 — Романов В. Н. К жанровой эволюции брахманической прозы // Шатапатха-брахмана. Кн. I, X (фрагмент) / Пер. Романова В. Н. М.: Восточная литература, 2009. [Romanov V. N. Towards genre evolution of the Brahmanic prose. Shatapatkha-brakhmana. Book I, X (fragment). Translated by Romanov V. N.]. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2009.]

10. Семенцов 1981 — Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М.: Наука, 1981. [Sementsov V. S. Problemy interpretatsii brakhmanicheskoi prozy [Problems of interpretation of the Brahmanic prose]. Moscow: Nauka, 1981.]

11. Тантлевский 2000 — Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000. [Tantlevskii I. R. Vvedenie v Pyatiknizhie [Introduction to the Pentateuch]. Moscow: Russian State Univ. for the Humanities, 2000.]

12. Торчинов 2007 — Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, 2007. [Torchinov E. A. Puti filosofii Vostoka i Zapada: Poznanie zapredel’nogo [Paths of philosophy of the East and West: knowledge of the transcendent reality]. St. Petersburg: Azbuka-Klassika, 2007.]

13. Топоров 2006 — Топоров В. Н. Из индоевропейской этимологии IV (1) // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 123—153. [Toporov V. N. From the Indo-European etymology IV (1). Toporov V. N. Issledovaniya po etimologii i semantike. Vol. 2: Indoevropeiskie yazyki i indoevropeistika. Book. 1. Moscow: Yazyki Slavyanskikh Kul’tur, 2006. Pp. 123—153.]

14. Цейтлин и др. 1994 — Цейтлин Р. М., Вечерка Р., Благова Э. (ред.). Старославянский словарь (по рукописям X—XI вв.). М.: Наука, 1994. [Tseitlin R. M., Vecherka R., Blagova E. (eds). Staroslavyanskii slovar’ (po rukopisyam X—XI vv.) [The Old Slavonic dictionary (based on manuscripts of the X—XI centuries]. Moscow: Nauka, 1994.]

15. Элиаде 2000 — Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000. [Eliade M. Mif o vechnom vozvrashchenii [The myth of eternal return]. Moscow: Ladomir, 2000.]

16. Benveniste 1937 — Benveniste E. Expression indo-europeenne de l’eternite. Bulletin de la Societe de Linguistique de Paris. 1937. Vol. 38. Pp. 103—112.

17. Cheung 2007 — Cheung J. Etymological dictionary of the Iranian verb. Leiden: Brill, 2007.

18. Cohen 2002 — Cohen Y. Taboos and prohibitions in Hittite society: A study of the Hittite expression natta āra (‘not permitted’). Heidelberg: Universitatsverlag C. Winter, 2002.

19. Detienne 1973 — Detienne M. Les maitres de verite dans la Grece archaique. 2nd ed. Paris: Maspero, 1973.

20. Dillon 1947 — Dillon M. The Hindu act of truth in Celtic tradition. Modern philology. 1947. Vol. 44. Pp. 137—140.

21. Durante 1976 — Durante M. Studi sulla preistorica della tradizione poetica greca. Parte II. Incunabula Graeca 64. Roma: Ateneo, 1976.

22. Evans, Wilkins 2000 — Evans N., Wilkins D. In the mind’s ear: The semantic extensions of perception verbs in Australian languages. Language. 2000. Vol. 76 (3). Pp. 546—592.

23. EWA II — Mayrhofer M. Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen. Bd II. Heidelberg: Universitatsverlag C. Winter, 1996.

24. Gonda 1963 — Gonda J. The vision of the Vedic poets. The Hague: Walter de Gruyter, 1963.

25. Graham 1989 — Graham A. C. Disputers of the Tao: Philosophical argument in ancient China. Chicago: Open Court, 1989.

26. Haudry 1985 — Haudry J. Les Indo-Europeens. 2nd ed. Paris: Presses Universitaires de France, 1985.

27. Heine, Kuteva 2002 — Heine B., Kuteva T. World lexicon of grammaticalization. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

28. Heine, Zelealem 2007 — Heine B., Zelealem L. Is Africa a linguistic area? A linguistics geography of Africa. Heine B., Nurse D. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Pp. 15—35.

29. Howes 1991 — Howes D. (ed.). The varieties of sensory experience: A source book in the anthropology of the sense. Toronto: University of Toronto Press, 1991.

30. IEW — Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch. Bern: Franke, 1959.

31. Kahn 2003 — Kahn Ch. The verb ‘Be’ in Ancient Greek. London: Hackett Publishing Company, 2003.

32. Kahn 2009 — Kahn Ch. Essays on Being. Oxford: Oxford University Press, 2009.

33. Kiparsky 1968 — Kiparsky P. Tense and mood in Indo-European syntax. Foundations of Language. 1968. Vol. 4 (1). Pp. 30—57.

34. Kloekhorst 2008 — Kloekhorst A. Etymological dictionary of the Hittite inherited lexicon. Leiden: Brill, 2008.

35. LIV 2001 — Lexikon der Indogermanischen Verben. Rix H. et al. (eds). Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichelt Verlag, 2001.

36. Lüders 1959 — Lüders H. Varuna. Bd 2: Varuna und Das Rta. Göttingen: Hogrefe Publishing, 1959.

37. Mallory, Adams 2006 — Mallory J. P., Adams D. Q. The Oxford introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European world. Oxford: Oxford University Press, 2006.

38. Matisoff 1978 — Matisoff J. Variational semantics in Tibeto-Burman. Philadelphia: ISHI, 1978.

39. NIL 2008 — Wodtko D. et al. (eds). Nomina im Indogermanischen Lexikon. Heidelberg: Winter, 2008.

40. Onians 2000 — Onians R. B. The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world, time, and fate. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

41. Schmitt 1967 — Schmitt R. Dichtung und Dichtersprache in indogermanischer Zeit. Wiesbaden: Harrassowitz, 1967.

42. Sweetser 1990 — Sweetser E. From etymology to pragmatics. Metaphorical and cultural aspects of semantic structure. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

43. Vanhove 2008 — Vanhove M. Semantic associations between sensory modalities, prehension and mental perceptions: A crosslinguistic perspective. From polysemy to semantic change. Vanhove M. (ed.). Amsterdam: John Benjamins, 2008. Pp. 341—370.

44. Watkins 1979 — Watkins C. Is tre fir flathemon: Marginalia to Audacht Morainn. Eriu. 1979. Vol. 30. Pp. 181—198.

45. Watkins 1995 — Watkins C. How to kill a dragon: Aspects of Indo-European poetics. Oxford: Oxford University Press, 1995.

46. Werba 1997 — Werba Ch. Verba Indoarica. Die primӓren und sekundaren Wurzeln der Sanskrit-Sprache. Wien: Verl. der Osterr, 1997.

47. West 2007 — West M. L. Indo-European poetry and myth. Oxford: Oxford University Press, 2007.

48. Zalizniak 2008 — Zalizniak A. A catalogue of semantic shifts: Towards a typology of semantic derivation. From polysemy to semantic change. Vanhove M. (ed.). Amsterdam: John Benjamins, 2008. Pp. 217—232.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх