Development of Students’ Multiculturalism on the Basis of Understanding Works of the Opera Genre with Variety of National Colorites

 
PIIS181570410020332-0-1
DOI10.54884/S181570410020332-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Student
Affiliation: Institute of education management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
Edition
Pages44-49
Abstract

The article reveals the relevance of the development of the basics of multiculturalism among schoolchildren as a tool for overcoming the large-scale crisis associated with modern spiritual and moral problems and the education of Russian citizens. The paper considers the development of understanding of musical works as one of the possible ways to the formation of spiritual and moral principles and multiculturalism among the younger generation by the example of images of foreign guests in N. A. Rimsky-Korsakov's opera "Sadko", which is included in all general education programs of the subject "Music".

Keywordsmulticulturalism, spiritual and moral development of schoolchildren, development of understanding, basic national values and guidelines, musical culture, semiotics of music, musical works and images
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters13724
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В условиях полипарадигмальности и вызовов современности сегодня актуальной проблемой в России остается поиск идей и решений для преодоления духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и для нравственного оздоровления современного общества в целом. Этот факт подтверждают многочисленные научно-педагогические исследования аксиологической направленности [1; 6; 9-10], результаты исследований-отчетов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В них особо подчеркивается, что «в современных условиях глобализации современного социума и в условиях рыночных отношений в России налицо утрата ориентации подрастающего поколения на развитие их внутреннего мира, при этом констатируется факт частичной утраты семьей воспитательных функций, способствующих духовно-нравственному формированию личности» [10].
2 В контексте актуальности формирования основ поликультурности у подрастающего поколения как оплота государственной будущности и общества в целом особое значение приобретает знание культур различных народов, понимание их сущности, что не только обогащает человека как личность, но и открывает новые пути их толерантного взаимодействия [5].
3 В связи с этим крайне важна современная Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2009 г.), которая в сущности своей явилась одной из составляющих методологической основы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В концепции были указаны базовые национальные ценности, к которым относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Все это составляет фундамент для гармоничного развития школьников в области духовно-нравственного воспитания, которое является наиважнейшей целью для общеобразовательных школ.
4 Базовые национальные ценности метапредметны, их невозможно разграничить в рамках конкретных учебных дисциплин; отсюда следует, что каждый урок в общеобразовательной школе, вне зависимости от профиля и области знания, должен вносить вклад в формирование и развитие основных ценностных ориентиров подрастающего поколения, способствовать их духовно-нравственному развитию, в том числе и с учетом полипарадигмальности и поликультурности современного образования [9].
5 Ближе всего к понятиям нравственности и духовности находятся гуманитарные дисциплины, особенно сопричастные с творческой деятельностью, искусством, фантазией, образностью восприятия. Одним из таких предметов в общеобразовательной школе является «Музыка».
6 В личностных результатах изучения этого предмета на первый план выходят любовь к Родине, к своему народу, служение своему Отечеству, целостный взгляд на мир, представление о духовности, этика и саморазвитие. Ряд музыкальных произведений, предлагаемых образовательными стандартами, имеют в существе своем патриотическую направленность и духовно-нравственную, а некоторые и поликультурную. Так, например, в одной из своих работ В.Г. Воуба указывает: «Синтез музыки и слова способствует осознанию нравственной идеи произведения» [2, с. 4]. Изучение таких музыкальных материалов не просто направлено на формирование такой психолого-педагогической категории, как понимание их смыслов и образов, но и служит развитию у школьников основных ценностных ориентиров, о которых говорилось выше.

views: 316

Readers community rating: votes 0

1. Baeva L. V. Tsennosti molodezhi v globaliziruyuschem obschestve // Filosofiya obrazovaniya. – 2005. – № 1. – S.55-59.

2. Vouba V. G. Realizatsiya ehsteticheskoj i ehticheskoj funktsij muzykal'nogo iskusstva kak osnova formirovaniya nravstvennykh orientatsij u mladshikh podrostkov // Chelovecheskij kapital. – 2015. – № 04 (76). – S. 36-40.

3. Zinchenko V. P. Psikhologicheskie osnovy pedagogiki (Psikhologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sistemy razvivayuschego obucheniya D.B.Ehl'konina-V.V.Davydova): uchebnoe posobie (pri uchastii S.F.Gorbova, N.D.Gordeevoj) – M.: Gardariki, 2002. – 431 s.

4. Lavilina N. P., Skripnik K. D. Muzyka i yazyk v semioticheskom karkase // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. – 2014. – №3-2. – 6 s.

5. Levikova S. I. Mul'tikul'turalizm kak sotsial'naya problema, ili chem otlichaetsya «Mul'tikul'turalizm» ot «Polikul'turnosti» // Izvestiya VGPU. 2014. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-kak-sotsialnaya-problema-ili-chem-otlichaetsya-multikulturalizm-ot-polikulturnosti (data obrascheniya: 11.02.2021).

6. Nuzhnova N. M. Podgotovka uchitelej k resheniyu zadach dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v nachal'nom obrazovanii s ispol'zovaniem kejs-stadi // Prepodavatel' XXI vek. – 2019. – № 2. – S. 180-191.

7. Potapova R. K., Potapov V. V. Sinkreticheskij dualizm muzyki i rechi kak osobyj semioticheskij fenomen bytiya cheloveka // Chelovek: Obraz i suschnost'. Gumanitarnye aspekty. – 2018. – №3 (34). – S.52-71.

8. Rimskij-Korsakov N. A. Sadko: opera-bylina: v 7 kartinakh: klavir. – M.: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1933. – 428 s.

9. Ryzhova N. I., Tulusheva I. V., Grishanin N. V., Tulub'ev V. B. Polikul'turnost' kak aktual'naya sostavlyayuschaya napravlenij razvitiya sistemy sovremennogo rossijskogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – 2019. – № 65-2.– S. 204-207.

10. Ryzhova N. I., Efimova E. P., Zinkevich N. A. Tvorcheskoe nasledie akademika D.S. Likhacheva kak osnova dukhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennykh shkol'nikov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013. – № 5; (URL: http://www.scienceeducation.ru/111-10379 - data obrascheniya: 29.01.2021).

11. Sidorova M. A. O khudozhestvennom mire pesen inozemnykh gostej iz opery «Sadko»// Izrail' XXI. Muzykal'nyj zhurnal. №3 (57) – Ramat-Gan: Rajs Mark L'vovich, 2016. – 5 s.

12. Tokareva P. V., Nepoklonova E. O., Kipnes L. V. Formirovanie polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy v protsesse podgotovki sovremennykh spetsialistov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2020. – № 6 (85). – S. 289-292.

13. Toschenko Zh. T. Tsennosti molodezhi i molodezhnaya politika: kak soedinit' ikh vmeste? // Materialy XIII Mezhdunarodnykh Likhachevskikh nauchnykh chtenij, 16-17 maya 2013 g. (URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2013/Dokladi/ToshenkoZhT_plen_rus_izd.pdf - data obrascheniya: 29.01.2021).

14. Fomin V. I., Ryzhova N. I., Filimonova E. V. Ispol'zovanie semioticheskogo podkhoda v professional'noj podgotovke buduschikh spetsialistov. Standarty i monitoring v obrazovanii. – 2009. – № 2. – S. 60-62.

Система Orphus

Loading...
Up