Развитие поликультурности школьников на основе понимания произведений оперного жанра с разнообразием национальных колоритов

 
Код статьиS181570410020332-0-1
DOI10.54884/S181570410020332-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Институт управления образованием Российской академии образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы44-49
Аннотация

В статье рассматривается развитие понимания музыкальных произведений как один из возможных путей к становлению духовно-нравственных начал и поликультурности у подрастающего поколения на примере образов иноземных гостей в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко», вошедшей во все общеобразовательные программы предмета «Музыка».

Ключевые словаполикультурность, духовно-нравственное развитие школьников, развитие понимания, базовые национальные ценности и ориентиры, музыкальная культура, семиотика музыки, музыкальные произведения и образы
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов13724
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В условиях полипарадигмальности и вызовов современности сегодня актуальной проблемой в России остается поиск идей и решений для преодоления духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и для нравственного оздоровления современного общества в целом. Этот факт подтверждают многочисленные научно-педагогические исследования аксиологической направленности [1; 6; 9-10], результаты исследований-отчетов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В них особо подчеркивается, что «в современных условиях глобализации современного социума и в условиях рыночных отношений в России налицо утрата ориентации подрастающего поколения на развитие их внутреннего мира, при этом констатируется факт частичной утраты семьей воспитательных функций, способствующих духовно-нравственному формированию личности» [10].
2 В контексте актуальности формирования основ поликультурности у подрастающего поколения как оплота государственной будущности и общества в целом особое значение приобретает знание культур различных народов, понимание их сущности, что не только обогащает человека как личность, но и открывает новые пути их толерантного взаимодействия [5].
3 В связи с этим крайне важна современная Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (2009 г.), которая в сущности своей явилась одной из составляющих методологической основы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). В концепции были указаны базовые национальные ценности, к которым относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Все это составляет фундамент для гармоничного развития школьников в области духовно-нравственного воспитания, которое является наиважнейшей целью для общеобразовательных школ.
4 Базовые национальные ценности метапредметны, их невозможно разграничить в рамках конкретных учебных дисциплин; отсюда следует, что каждый урок в общеобразовательной школе, вне зависимости от профиля и области знания, должен вносить вклад в формирование и развитие основных ценностных ориентиров подрастающего поколения, способствовать их духовно-нравственному развитию, в том числе и с учетом полипарадигмальности и поликультурности современного образования [9].
5 Ближе всего к понятиям нравственности и духовности находятся гуманитарные дисциплины, особенно сопричастные с творческой деятельностью, искусством, фантазией, образностью восприятия. Одним из таких предметов в общеобразовательной школе является «Музыка».
6 В личностных результатах изучения этого предмета на первый план выходят любовь к Родине, к своему народу, служение своему Отечеству, целостный взгляд на мир, представление о духовности, этика и саморазвитие. Ряд музыкальных произведений, предлагаемых образовательными стандартами, имеют в существе своем патриотическую направленность и духовно-нравственную, а некоторые и поликультурную. Так, например, в одной из своих работ В.Г. Воуба указывает: «Синтез музыки и слова способствует осознанию нравственной идеи произведения» [2, с. 4]. Изучение таких музыкальных материалов не просто направлено на формирование такой психолого-педагогической категории, как понимание их смыслов и образов, но и служит развитию у школьников основных ценностных ориентиров, о которых говорилось выше.

всего просмотров: 310

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева Л. В. Ценности молодежи в глобализирующем обществе // Философия образования. – 2005. – № 1. – С.55-59.

2. Воуба В. Г. Реализация эстетической и этической функций музыкального искусства как основа формирования нравственных ориентаций у младших подростков // Человеческий капитал. – 2015. – № 04 (76). – С. 36-40.

3. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова): учебное пособие (при участии С.Ф.Горбова, Н.Д.Гордеевой) – М.: Гардарики, 2002. – 431 с.

4. Лавилина Н. П., Скрипник К. Д. Музыка и язык в семиотическом каркасе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №3-2. – 6 с.

5. Левикова С. И. Мультикультурализм как социальная проблема, или чем отличается «Мультикультурализм» от «Поликультурности» // Известия ВГПУ. 2014. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-kak-sotsialnaya-problema-ili-chem-otlichaetsya-multikulturalizm-ot-polikulturnosti (дата обращения: 11.02.2021).

6. Нужнова Н. М. Подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании с использованием кейс-стади // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 2. – С. 180-191.

7. Потапова Р. К., Потапов В. В. Синкретический дуализм музыки и речи как особый семиотический феномен бытия человека // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. – 2018. – №3 (34). – С.52-71.

8. Римский-Корсаков Н. А. Садко: опера-былина: в 7 картинах: клавир. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1933. – 428 с.

9. Рыжова Н. И., Тулушева И. В., Гришанин Н. В., Тулубьев В. Б. Поликультурность как актуальная составляющая направлений развития системы современного российского образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-2.– С. 204-207.

10. Рыжова Н. И., Ефимова Е. П., Зинкевич Н. А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; (URL: http://www.scienceeducation.ru/111-10379 - дата обращения: 29.01.2021).

11. Сидорова М. А. О художественном мире песен иноземных гостей из оперы «Садко»// Израиль XXI. Музыкальный журнал. №3 (57) – Рамат-Ган: Райс Марк Львович, 2016. – 5 с.

12. Токарева П. В., Непоклонова Е. О., Кипнес Л. В. Формирование поликультурной образовательной среды в процессе подготовки современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 289-292.

13. Тощенко Ж. Т. Ценности молодежи и молодежная политика: как соединить их вместе? // Материалы XIII Международных Лихачевских научных чтений, 16-17 мая 2013 г. (URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2013/Dokladi/ToshenkoZhT_plen_rus_izd.pdf - дата обращения: 29.01.2021).

14. Фомин В. И., Рыжова Н. И., Филимонова Е. В. Использование семиотического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 2. – С. 60-62.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх