Обеспечение доступности образовательной инфраструктуры в стандартных и кризисных ситуациях: международный обзор

 
Код статьиS181570410020325-2-1
DOI10.54884/S181570410020325-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Ученый секретарь
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы11-16
Аннотация

В статье представлены результаты анализа нормативной документации и научных публикаций по международной практике использования школьных автобусов для повышения транспортной доступности объектов социальной сферы (образовательных, спортивных, культурно-просветительских и иных организаций) для удовлетворения образовательных потребностей детей дошкольного и школьного возраста, в том числе в чрезвычайных и кризисных ситуациях., вызванных периодическими стихийными бедствиями разного генеза, характерными для того или иного региона.. Проанализированы регламентированные требования и эффективные практики десяти стран Европы, Азии, Северной Америки, Южной Америки, а также Австралии и Новой Зеландии.

 

Ключевые словатранспортная доступность, антикризисное управление, образовательная инфраструктура, школьный автобус, международные исследования, чрезвычайные ситуации, механизмы повышения доступности
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках реализации государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» на 2021 год.
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов15661
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Одним из ключевых направлений развития системы образования, заявленным в национальном проекте «Образование», является «создание необходимой современной инфраструктуры» [1]. В этой связи особенно актуальным представляется проведение анализа международной практики (в том числе стран-лидеров в области образования) по повышению транспортной доступности объектов социальной сферы для детей дошкольного и школьного возраста. В ходе исследования авторами проведен анализ международного опыта использования школьных автобусов для доставки детей в организации, реализующие образовательные программы дошкольного и общего образования, дополнительные общеобразовательные программы, а также на спортивные, культурно-массовые и иные мероприятия. Статья продолжает цикл работ авторов, посвященных изучению особенностей совершенствования образовательной инфраструктуры регионов [26].
2 Географическое разнообразие регионов Российская Федерация определяет их существенную зональную специфику, связанную, в том числе, с геолого-географическими особенностями входящих в нее регионов (сезонные наводнения, природные пожары, селевые и снежные сходы, ледяные дожди, сейсмическая опасность, опасность затопления при сезонных разливах рек и иных водоемов, высокая вероятность возникновения стихийных и техногенных лесных пожаров и пр.). При этом все региональные системы общего образования должны сохранять устойчивость и эффективность функционирования в любых условиях, что связано, прежде всего, с положениями Конституции Российской Федерации и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, гарантирующими общедоступность качественного общего образования.
3 Отдельная проблема в области управления региональными системами общего образования связана с высокой вероятностью возникновения особой эпидемиологической ситуации как в отдельном регионе, так и в региональных кластерах.
4 Это является существенным фактором, определяющим необходимость проведения научных исследований в области вариативности управления региональными системами образования не только в стандартных, но и в чрезвычайных и кризисных ситуациях. В этой связи важным представляется анализ соответствующего опыта зарубежных стран.
5 Исследование проводится в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в соответствии с приоритетными направлениями « Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», положениями Национального проекта «Образование» (федеральный проект «Современная школа») [1], а также положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

всего просмотров: 296

Оценка читателей: голосов 0

1. Паспорт национального проекта «Образование». — М.: Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16.

2. Skobeltsina K.N., Kuznetsov A.N. Research on Public Satisfaction with Educational Infrastructure of Advanced Development Territories // International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – May 2019. – Pp. 36-41.

3. Кузнецов А.Н., Скобельцина К.Н. К вопросу об обеспечении регионов Российской Федерации образовательной инфраструктурой: анализ статистической информации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 3. – С. 48-55.

4. Skobeltsina K.N., Kuznetsov A.N. Parents’ Satisfaction with Their Access to Preschool Education in the Russian Advanced Special Economic Zones // Systemic Challenges and Changes in Education: Perspectives from Russia. – 2020. – № 3.

5. Kuznetsov A. Accessibility Vs. Availability Of Education As Two Key Phenomena Of Education Quality Assurance And Education Management: Infrastructural Development Perspective, INTED2019 Proceedings. 2019. – Pp. 7923-7932.

6. Кузнецов А.Н. Управление образованием в современных российских условиях в аспекте развития образовательной инфраструктуры ТОСЭР. -//Международный научно-исследовательский журнал.– 2019.– № 7(85), июль. – С. 17-20.

7. Andersson Eva, Malmberg Bo & Osth John. Travel-to-school distances in Sweden 2000-2006: changing school geography with equality implications. Journal of Transport Geography. Vol. 23. Special Issue: SI. 2012. – С. 35-43.

8. Boussauw Kobe, van Meeteren Michiel & Witlox Frank. Short trips and central places: The home-school distances in the Flemish primary education system (Belgium). Applied Geography. Vol. 53. 2014. – С. 311-322.

9. McDonald, Noreen C. Children's mode choice for the school trip: the role of distance and school location in walking to school. Transportation. Vol. 35. Issue 1. 2008. – С. 23-35.

10. McMillan, Tracy E. The relative influence of urban form on a child's travel mode to school. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 41. Issue 1. 2007. – С. 69-79.

11. Singh, Nishant & Vasudevan, Vinod. Understanding school trip mode choice - The case of Kanpur (India). Journal of Transport Geography. Vol. 66. 2018. – С. 283-290.

12. Tong, Lu (Carol), Zhou, Leishan & Liu, Jiangtao. Customized bus service design for jointly optimizing passenger-to-vehicle assignment and vehicle routing. Transportation Research Part C-Emerging Technologies, 85, 2017. – С. 451-475.

13. Ewing, R., Schroeer, W. & Greene, W. School location and student travel - Analysis of factors affecting mode choice. Transportation Planning and Analysis 2004. Book Series: Transportation Research Record. Issue 1895. 2004. – С. 55-63.

14. Slovic, Anne Dorothee, Tomasiello, Diego Bogado & Giannotti, Mariana. The long road to achieving equity: Job accessibility restrictions and overlapping inequalities in the city of Sao Paulo. Journal of Transport Geography, 78, 2019. – С. 181-193.

15. Xu, Tingting, & Gao, Jay. Directional multi-scale analysis and simulation of urban expansion in Auckland, New Zealand using logistic cellular automata. Computers environment and urban systems. Vol. 78. Article # UNSP 101390. 2019. – режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0198971519303229?via%3Dihub

16. Zhang Y. The Impact of Classroom Design on Pupils’ Learning: Final Results of a Holistic, Multi-Level Analysis. Building and Environment, 89, 2015. – С. 118-33.

17. Kontou E, McDonald NC, Brookshire K, Pullen-Seufert NC, LaJeunesse S. U.S. active school travel in 2017: Prevalence and correlates. Prev Med Rep. 2019. Dec 10;17:101024. – режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31921574/

18. Villa-González E., Barranco-Ruiz Y., Evenson K.R., Chillón P. Systematic review of interventions for promoting active school transport. Preventive Medicine. Volume 111. June 2018. – С. 115-134

19. Nikitasa A., Wangb J.Y.T., Knamillera C. Exploring parental perceptions about school travel and walking school buses: A thematic analysis approach. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 124. 2019. – С. 468–487.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх