Phenomenon of pedagogical reflection in the context of system-thought-activity approach

 
PIIS181570410020210-6-1
DOI10.54884/S181570410020210-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director of management of postgraduate department
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Occupation: Rector
Affiliation: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages43-52
Abstract

In the modern world great importance is attached to the formation of a specialist's focus on constant professional growth, self-learning, critical thinking and design skills. This necessitates the development of the reflexive activity of teachers. Pedagogical activity is complex in structure and content, refers to dynamic professions which require a high level of understanding of their activities and the activities of the subjects of the educational process. The growth of the teacher’s professional skills is not possible without a sufficient level of formation of pedagogical reflection. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of pedagogical reflection. On the basis of theoretical analysis, the genesis of the concept of reflection, its representation in pedagogy, psychology and philosophy is revealed. Special attention is given to the consideration of the didactic potential of reflection in pedagogical activity.

Keywordsreflection, pedagogical reflection, reflexive thinking, system-thought-activity approach, pedagogical activity
Received17.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters20473
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящий момент трудно переоценить значение рефлексии для организации качественного образовательного процесса и достижения образовательных результатов в сфере образования.
2 Изначально проблема рефлексии рассматривалась в рамках философии. Рефлексия использовалось для обозначения способности человека осмысливать собственное поведение и действия. Сократ рассматривал рефлексию в ключе проблемы самопознания, а Платон и Аристотель – в контексте надиндивидуального разума. По мнению Р. Декарта, рефлексия представляет собой способность человека абстрагироваться от внешнего мира и сосредоточиться на внутреннем. Философы нового времени выделили четыре вида рефлексии: эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную. Чаще всего эмпирическая рефлексия понимается как источник познания (Дж. Локк). Логическая рефлексия означает особый интеллектуальный процесс, благодаря которому человек способен познать всеобщие знания и истины (Г. Лейбниц). Благодаря трансцендентальной рефлексии человек способен формулировать понятия. «Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…» (И. Кант).
3 В работах Г. Гегеля рефлексия рассматривается как абсолютная, ее возможности ограничены. По его мнению, рефлексия, формулируя абстрактное понятие, не может зафиксировать единство возможностей, хотя претендует на абсолютное знание. Он выделил три типа рефлексии: 1) полагающую (которой занимаются описательные науки), 2) внешнюю, или сравнивающую (метода сравнения) и 3) определяющую.
4 В психологии сформировались различные трактовки понятия рефлексии: во-первых, рефлексия раскрывается, как психический механизм, позволяющий осуществить процесс самопознания; во-вторых, как акт мыслительной деятельности, основной операцией которого является анализ; в-третьих, как социальное явление – в результате рефлексии человек производит определенное впечатление на субъекта общения, – то есть как механизм взаимопонимания [1].
5 Теоретические и эмпирические исследования рефлексии проведены Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др.[2]. Рефлексия определялась как высшая форма психики, которая функционирует на основе принципов организации и развития сознания. Проводилось исследование рефлексивных механизмов саморегуляции мышления при включении в учебную и профессиональную деятельность [3]. По мнению Л.С. Выготского, рефлексия обеспечивает саморазвитие личности, он выделял нерефлексирующую и рефлексирующую структуру личности. К.М. Левитан считает, что рефлексия обеспечивает процесс размышления человека о себе, личность может сделать выводы о своем предназначении и рассматривает рефлексию как вершину самоактуализации [4]. С.Л. Рубинштейн в качестве основной функции рефлексии выделял обеспечение осознанного отношения субъекта к выполняемой деятельности.

views: 342

Readers community rating: votes 0

1. Litvinenko T.V. Formirovanie pedagogicheskoj refleksii kak professional'no vazhnogo kachestva lichnosti pedagoga // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 5-81. S. 135-138.

2. Baranova T.V. Osobennosti refleksii v professional'noj deyatel'nosti pedagoga // Srednee professional'noe obrazovanie. 2010. № 5. S. 52-54.

3. Bizyaeva A.A. Psikhologiya dumayuschego uchitelya: pedagogicheskaya refleksiya. Pskov: PGPI im.S. M.Kirova, 2004. 216 s.

4. Levitan K.M. Lichnost' pedagoga: Stanovlenie i razvitie. Saratov: SGU, 1990. 168 s.

5. Shigabetdinova G.M. Fenomen refleksii: granitsy ponyatiya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. № 2 (1). S. 415-422.

6. Schedrovitskij G.P. Myshlenie. Ponimanie. Refleksiya. M.: Nasledie MMK, 2005. 798 s.

7. Piskunova E.V. Professional'naya pedagogicheskaya refleksiya v deyatel'nosti i podgotovke pedagoga // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005. № 1. S. 62-66.

8. Darinskaya L.A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti buduschego uchitelya s pozitsij gumanitarnykh tekhnologij // Vestnik Gertsenovskogo universiteta / RGPU im. A.I. Gertsena. SPb. 2008. № 10 (60). S. 50-55.

9. Pavlova S.A. Problema diagnostiki refleksii kak pedagogicheskoj sposobnosti // Psikhologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, fevral' 2012 g.). M.: Buki-Vedi, 2012. S. 113-116.

10. Kashlev S.S. Sovremennye tekhnologii pedagogicheskogo protsessa: posobie dlya pedagogov. 2-e izd. Minsk: Universitetskoe, 2001. 95 s.

11. Kh'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie). SPb.: Piter, 2003. S. 367-369.

12. Yurova T.V. Pedagogicheskaya refleksiya: diagnostika i usloviya razvitiya: monogr. Vladivostok: Izd-vo VGUEhS, 2008. 223 s.

13. Karpov A.V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatel'nosti. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2004. 424 s.

14. Myasischev V.N. Psikhologiya otnoshenij: izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: MPSI; Voronezh: MODEhK, 2004. 400 s.

Система Orphus

Loading...
Up