Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода

 
Код статьиS181570410020210-6-1
DOI10.54884/S181570410020210-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий управлением подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Аффилиация: Cанкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ректор
Аффилиация: Cанкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы43-52
Аннотация

В современном мире большое значение придается формированию направленности специалиста на постоянный профессиональный рост, навыков самообучения, критического мышления и проектирования. Это обусловливает необходимость развития рефлексивной деятельности педагогов. Педагогическая деятельность является сложной по структуре и содержанию, относится к динамическим профессиям, требующим высокого уровня осмысления деятельности –своей и  субъектов учебно-воспитательного процесса. Рост профессионального мастерства педагога невозможен без достаточного уровня сформированности педагогической рефлексии. Статья посвящена анализу феномена педагогической рефлексии. На основе теоретического анализа раскрывается генезис понятия рефлексии, его представленность в педагогике, психологии и философии. Особое место уделяется рассмотрению дидактического потенциала рефлексии в педагогической деятельности. 

Ключевые словарефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексивное мышление, системо-мыследеятельностный подход, педагогическая деятельность
Получено17.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов20473
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящий момент трудно переоценить значение рефлексии для организации качественного образовательного процесса и достижения образовательных результатов в сфере образования.
2 Изначально проблема рефлексии рассматривалась в рамках философии. Рефлексия использовалось для обозначения способности человека осмысливать собственное поведение и действия. Сократ рассматривал рефлексию в ключе проблемы самопознания, а Платон и Аристотель – в контексте надиндивидуального разума. По мнению Р. Декарта, рефлексия представляет собой способность человека абстрагироваться от внешнего мира и сосредоточиться на внутреннем. Философы нового времени выделили четыре вида рефлексии: эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную. Чаще всего эмпирическая рефлексия понимается как источник познания (Дж. Локк). Логическая рефлексия означает особый интеллектуальный процесс, благодаря которому человек способен познать всеобщие знания и истины (Г. Лейбниц). Благодаря трансцендентальной рефлексии человек способен формулировать понятия. «Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…» (И. Кант).
3 В работах Г. Гегеля рефлексия рассматривается как абсолютная, ее возможности ограничены. По его мнению, рефлексия, формулируя абстрактное понятие, не может зафиксировать единство возможностей, хотя претендует на абсолютное знание. Он выделил три типа рефлексии: 1) полагающую (которой занимаются описательные науки), 2) внешнюю, или сравнивающую (метода сравнения) и 3) определяющую.
4 В психологии сформировались различные трактовки понятия рефлексии: во-первых, рефлексия раскрывается, как психический механизм, позволяющий осуществить процесс самопознания; во-вторых, как акт мыслительной деятельности, основной операцией которого является анализ; в-третьих, как социальное явление – в результате рефлексии человек производит определенное впечатление на субъекта общения, – то есть как механизм взаимопонимания [1].
5 Теоретические и эмпирические исследования рефлексии проведены Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и др.[2]. Рефлексия определялась как высшая форма психики, которая функционирует на основе принципов организации и развития сознания. Проводилось исследование рефлексивных механизмов саморегуляции мышления при включении в учебную и профессиональную деятельность [3]. По мнению Л.С. Выготского, рефлексия обеспечивает саморазвитие личности, он выделял нерефлексирующую и рефлексирующую структуру личности. К.М. Левитан считает, что рефлексия обеспечивает процесс размышления человека о себе, личность может сделать выводы о своем предназначении и рассматривает рефлексию как вершину самоактуализации [4]. С.Л. Рубинштейн в качестве основной функции рефлексии выделял обеспечение осознанного отношения субъекта к выполняемой деятельности.

всего просмотров: 293

Оценка читателей: голосов 0

1. Литвиненко Т.В. Формирование педагогической рефлексии как профессионально важного качества личности педагога // Омский научный вестник. 2009. № 5-81. С. 135-138.

2. Баранова Т.В. Особенности рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Среднее профессиональное образование. 2010. № 5. С. 52-54.

3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. 216 с.

4. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СГУ, 1990. 168 с.

5. Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 415-422.

6. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 798 с.

7. Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С. 62-66.

8. Даринская Л.А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя с позиций гуманитарных технологий // Вестник Герценовского университета / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. 2008. № 10 (60). С. 50-55.

9. Павлова С.А. Проблема диагностики рефлексии как педагогической способности // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 113-116.

10. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. 2-е изд. Минск: Университетское, 2001. 95 с.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 2003. С. 367-369.

12. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития: моногр. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 223 с.

13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.

14. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 400 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх