Формирование сквозных цифровых компетенций у студентов в экосистеме ДПО вуза

 
Код статьиS181570410020205-0-1
DOI10.54884/S181570410020205-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель начальника по цифровизации образования управления развития дополнительного образования
Аффилиация: Кемеровский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Кемерово
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы187-196
Аннотация

Одной из актуальных задач в рамках реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», входящего в национальную программу цифровой экономики, перехода к цифровой экономике является формирование профессиональных компетенций у работников различных отраслей в области сквозных цифровых технологий. Современные цифровые компетенции разрабатываются с учетом требований общества, государства и рынка труда. При подготовке кадров ставится акцент на формирование сквозных цифровых компетенций. Компоненты сквозных цифровых компетенций и условия их формирования должны соответствовать требованиям цифровой экономики, общества, государства и рынка труда и формироваться не только у обучающихся в системе высшего образования для IT-сферы, но и у обучающихся вузов непрофильных IT-направлений подготовки. В статье представлены результаты исследования по формированию сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-направлений высшего образования при параллельном освоении дополнительных профессиональных программ в экосистеме дополнительного профессионального образования в вузе. Автором дается определение и выделяются структурные компоненты понятия «сквозные цифровые компетенции» (базовые, личностные и практикоориентированные). С целью формирования обозначенных сквозных цифровых компетенций разработана и внедрена педагогическая модель, включающая цель, задачи, педагогические принципы, факторы, этапы, организационно-педагогические условия, результаты, критериально-оценочный аппарат. В публикации представлены результаты внедрения педагогической модели формирования сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-направлений в экосистеме дополнительного профессионального образования вуза и доказана ее эффективность.

Ключевые словадополнительное профессиональное образование; высшее образование; сквозные цифровые компетенции; педагогическая модель
Получено16.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов15670
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современный этап развития профессионального образования в России характеризуется процессом трансформации самой его парадигмы, пересмотром существующих подходов и моделей обучения, наращиванием процессов трансформационных изменений в высшем образовании относительно подготовки кадров для осуществления профессиональной деятельности и жизнедеятельности в условиях инновационной среды цифровой экономики. Рынок труда на этапе трансформации характеризуется, во-первых, исчезновением отдельных традиционных профессий и появлением новых, адаптивных к потребностям цифровой экономики и общества, во-вторых, дефицитом специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Акцент на оперативную подготовку востребованных в реалиях цифровой экономики кадров смещается на систему дополнительного профессионального образования (ДПО). В структуру ДПО вуза включены различные взаимодействующие элементы: обучающиеся, преподаватели, администраторы и методисты, учебно-методические комплексы, реализуемые с применением различных педагогических и образовательных технологий в цифровой образовательной среде, менеджмент подразделения ДПО и образовательный маркетинг продвижения услуг на рынке. Комплекс данных взаимодействующих элементов в структуре ДПО вуза мы рассматриваем как экосистему ДПО вуза. Потенциал экосистемы ДПО организации высшего образования позволяет на ее базе формировать сквозные цифровые компетенции у обучающихся. В нашем исследовании изучалось формирование сквозных цифровых компетенций у студентов по непрофильным IT-направлениям университета в процессе параллельного освоения дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП).
2 Подключение студенческого контингента к освоению ДПП ПК и ПП в вузе становится одним из перспективных направлений развития экосистемы ДПО университета. Параллельное освоение ДПП ПП студентами основных программ высшего образования с целью формирования цифровых компетенций обозначено в государственной программе поддержки университетов «Стратегия 2030». Таким образом, приобретает высокую актуальность изучение формирования сквозных цифровых компетенций (СЦК) у обучающихся вузов непрофильных IT-направлений подготовки в процессе освоения ДПП ПК и ПП в экосистеме ДПО вуза.
3 Результаты. С научной точки зрения экосистемный подход к организации образовательного процесса находится в состоянии формирования. Повышенный интерес к экосистемному подходу в России связан с перспективами реализации государственной политики инновационного развития страны, в том числе в рамках проектов «Национальная технологическая инициатива» и «Университет 2035», методическая основа к которым формируется Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией. В 2020 году Московская школа управления Сколково и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели различные модели образовательных экосистем. На примере анализа более чем 40 образовательных экосистем со всего мира эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать, учиться, переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. Образовательная экосистема ДПО развивает умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов [1-5]. Роль ДПО в качестве параллельного образования наряду с освоением основных образовательных программ в вузе определяется как перспективное и привлекательное с точки зрения развития образовательной экосистемы ДПО вуза [6-8].

всего просмотров: 206

Оценка читателей: голосов 0

1. Роль дополнительного профессионального образования университета в развитии образовательной экосистемы / В. П. Панасюк [и др.] // Стратегирование развития региональных экосистем «Образование–Наука–Промышленность»: Международная научно-практическая конференция (Великий Новгород, 7-8 декабря 2021). Великий Новгород, 2022.

2. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.

3. Educational Research and Innovation Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions [Электронный ресурс] // OECD Publishing. Paris. 2017. URL: https://doi.org/10.1787/9789264282766-3-en (дата обращения: 11.12.2021).

4. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics [Электронный ресурс] // Forbes. 2011. May 25.

5. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1964. 48 с.

6. Винокурова С. Г. Образование в течение всей жизни // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2020. № 4 (34). С. 38-42.

7. Равочкин Н. Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 4. Т. 7. С. 1410-1417.

8. Савич Л. Е. Непрерывное профессиональное образование как условие социально-экономического развития: сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры. Казань, 2019. С. 426-432.

9. Панасюк В. П., Ачкасова О. Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114-122.

10. Марон А. Е., Резинкина Л. В., Королева Е. Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 22-26.

11. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие / Ю. К. Бабанский [и др.]. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

12. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: моногр. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.

13. Лебедева И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании. СПб.: Акад. Акмеол. наук; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2003.122 с.

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научных исследований М.: Либроком, 2010. 280 с. С. 195-196

15. Шибанов А. А. Моделирование в обучении // Советская педагогика. 1967. № 6.

16. Штофф В. А. Моделирование и философия. М; Л.: Наука, 1966. 301 С.27-32.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх