Developing cross-cutting digital competencies of students in the additional professional education ecosystem of the university

 
PIIS181570410020205-0-1
DOI10.54884/S181570410020205-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assistant Head for Digitalization of Education of the Department of Development of Additional Education
Affiliation: Kemerovo State University
Address: Russian Federation, Kemerovo
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages187-196
Abstract

One of the urgent tasks within the framework of the implementation of the Federal Project «Workforce for the Digital Economy», which is part of the national digital economy transition programme, is the development of professional competencies of workers in various sectors in the field of cross-cutting digital technologies. Today's competencies are developed taking into account the requirements of society, the state and the labour market for a person in a digital society. In training personnel for the modern labour market, the emphasis is placed on the development of cross-cutting digital competences. The components of cross-cutting digital competences and formation conditions should meet the requirements of digital economy, society, state and labour market for human competences as a person and professional not only for specialists and students of higher education for IT sphere, but also for specialists and students of higher education institutions in non-core IT areas of training and employment.

The article presents the results of the research on development of cross-cutting digital competences of students of non-profile IT-specialties in higher education while mastering additional professional programmes in the ecosystem of additional professional education in a university. The author defines a new concept in professional pedagogy – «cross-cutting digital competencies», presents and characterizes its components - basic, personal and practice-oriented. In order to develop these interdisciplinary digital competences, a pedagogical model is elaborated and implemented, including a goal, objectives, pedagogical principles, factors, stages, organizational and pedagogical conditions, results, criteria and evaluation system. The publication states the results of pedagogic model implementation in the system of additional professional education and proves its effectiveness.

Keywordsadditional professional education; higher education; cross-cutting digital competencies; pedagogical model
Received16.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters15670
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современный этап развития профессионального образования в России характеризуется процессом трансформации самой его парадигмы, пересмотром существующих подходов и моделей обучения, наращиванием процессов трансформационных изменений в высшем образовании относительно подготовки кадров для осуществления профессиональной деятельности и жизнедеятельности в условиях инновационной среды цифровой экономики. Рынок труда на этапе трансформации характеризуется, во-первых, исчезновением отдельных традиционных профессий и появлением новых, адаптивных к потребностям цифровой экономики и общества, во-вторых, дефицитом специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Акцент на оперативную подготовку востребованных в реалиях цифровой экономики кадров смещается на систему дополнительного профессионального образования (ДПО). В структуру ДПО вуза включены различные взаимодействующие элементы: обучающиеся, преподаватели, администраторы и методисты, учебно-методические комплексы, реализуемые с применением различных педагогических и образовательных технологий в цифровой образовательной среде, менеджмент подразделения ДПО и образовательный маркетинг продвижения услуг на рынке. Комплекс данных взаимодействующих элементов в структуре ДПО вуза мы рассматриваем как экосистему ДПО вуза. Потенциал экосистемы ДПО организации высшего образования позволяет на ее базе формировать сквозные цифровые компетенции у обучающихся. В нашем исследовании изучалось формирование сквозных цифровых компетенций у студентов по непрофильным IT-направлениям университета в процессе параллельного освоения дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП).
2 Подключение студенческого контингента к освоению ДПП ПК и ПП в вузе становится одним из перспективных направлений развития экосистемы ДПО университета. Параллельное освоение ДПП ПП студентами основных программ высшего образования с целью формирования цифровых компетенций обозначено в государственной программе поддержки университетов «Стратегия 2030». Таким образом, приобретает высокую актуальность изучение формирования сквозных цифровых компетенций (СЦК) у обучающихся вузов непрофильных IT-направлений подготовки в процессе освоения ДПП ПК и ПП в экосистеме ДПО вуза.
3 Результаты. С научной точки зрения экосистемный подход к организации образовательного процесса находится в состоянии формирования. Повышенный интерес к экосистемному подходу в России связан с перспективами реализации государственной политики инновационного развития страны, в том числе в рамках проектов «Национальная технологическая инициатива» и «Университет 2035», методическая основа к которым формируется Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией. В 2020 году Московская школа управления Сколково и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели различные модели образовательных экосистем. На примере анализа более чем 40 образовательных экосистем со всего мира эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать, учиться, переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. Образовательная экосистема ДПО развивает умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов [1-5]. Роль ДПО в качестве параллельного образования наряду с освоением основных образовательных программ в вузе определяется как перспективное и привлекательное с точки зрения развития образовательной экосистемы ДПО вуза [6-8].

views: 210

Readers community rating: votes 0

1. Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya universiteta v razvitii obrazovatel'noj ehkosistemy / V. P. Panasyuk [i dr.] // Strategirovanie razvitiya regional'nykh ehkosistem «Obrazovanie–Nauka–Promyshlennost'»: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Velikij Novgorod, 7-8 dekabrya 2021). Velikij Novgorod, 2022.

2. Fedorov I. M. Perekhod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj ehkosisteme // Molodoj uchenyj. 2019. № 28 (266). S. 246-250.

3. Educational Research and Innovation Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions [Ehlektronnyj resurs] // OECD Publishing. Paris. 2017. URL: https://doi.org/10.1787/9789264282766-3-en (data obrascheniya: 11.12.2021).

4. Isenberg D. Introducing the Entrepreneurship Ecosystem: Four Defining Characteristics [Ehlektronnyj resurs] // Forbes. 2011. May 25.

5. Schedrovitskij G. P. Problemy metodologii sistemnogo issledovaniya. M.: Znanie, 1964. 48 s.

6. Vinokurova S. G. Obrazovanie v techenie vsej zhizni // Vestnik Luganskogo natsional'nogo universiteta imeni Vladimira Dalya. 2020. № 4 (34). S. 38-42.

7. Ravochkin N. N. Perspektivy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v rossijskikh vuzakh // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2017. № 4. T. 7. S. 1410-1417.

8. Savich L. E. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie kak uslovie sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniyu, posvyaschennogo 50-letiyu Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. Kazan', 2019. S. 426-432.

9. Panasyuk V. P., Achkasova O. G. Skvoznye tsifrovye kompetentsii studenta kak novoe ponyatie professional'noj pedagogiki // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. № 5. S. 114-122.

10. Maron A. E., Rezinkina L. V., Koroleva E. G. Pedagog v prostranstve distantsionnogo obucheniya: novye vozmozhnosti // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 3 (64). S. 22-26.

11. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike: ucheb. posobie / Yu. K. Babanskij [i dr.]. M.: Prosveschenie, 1988. 239 s.

12. Dakhin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie: monogr. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2005. 230 s.

13. Lebedeva I. P. Matematicheskoe modelirovanie v pedagogicheskom issledovanii. SPb.: Akad. Akmeol. nauk; Perm': Perm. gos. ped. un-t., 2003.122 s.

14. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya nauchnykh issledovanij M.: Librokom, 2010. 280 s. S. 195-196

15. Shibanov A. A. Modelirovanie v obuchenii // Sovetskaya pedagogika. 1967. № 6.

16. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya. M; L.: Nauka, 1966. 301 S.27-32.

Система Orphus

Loading...
Up