Multivariate analysis of online learning within the framework of systematic approach: aspects of improving the quality of online learning at a university

 
PIIS181570410020135-3-1
DOI10.54884/S181570410020135-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Higher School of Linguodidactics and Translation
Affiliation: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: PhD in Organization and Management, Associate Professor of the Information Systems Department of the Institute of Informatics
Affiliation: Corvinus University
Address: Hungary, Budapest
Occupation: Head of the Department of Higher Mathematics
Affiliation: Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Foreign and Russian Languages
Affiliation: Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages157-169
Abstract

The article presents an assessment of the quality of online distance learning in a modern university, based on the scientific works of Russian and Hungarian authors; an overview of the methodological aspects of online teaching is given on the examples of six disciplines in three Russian and one Hungarian universities. The generally positive experience of using digital resources MS-Teams, Mirapolis, Zoom, etc. in teaching is complicated by the presence of some technical shortcomings. Because of this, when conducting online lectures, there is an unstable attention of students, and there are problems of objectivity of testing, while when conducting practical classes in a foreign language, it is difficult for a teacher to conduct an objective assessment of students' oral speech. The authors carried out a methodological adjustment of certain aspects of online distance learning in order to improve its quality. Identified and tested in pilot experiments are such methodological tools to enhance the attention of students and improve the effectiveness of lecture courses, such as elements of general interactivity, as well as interactivity using the algorithms of Kahoot and Mentimeter electronic systems. The use of these electronic systems makes it possible to more effectively use the significant potential that mobile phones, tablets, or personal computers of students represent to improve the quality of online learning. It is noted that interactive inclusions in the lecture contribute to the strengthening of students' voluntary attention. The methodological methods introduced by the lecturers for the individualization of teaching tasks in the discipline of pedagogy of higher education and double mini-testing in higher mathematics at PGUPS contributed to a better assimilation of lecture material by students. For practical classes in the discipline "foreign language in professional activity" at the Bonch-Bruevich University, a three-stage technology for independent work of students was developed using video auditing and mental mapping to prepare for communication during the classroom.

Keywordsonline lecture, interactive inclusions, digital resources, foreign language, video auditing
Received12.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters27120
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Дистанционное обучение в вузе в онлайн-режиме стало особенно актуальным в связи с обострением глобальной эпидемиологической ситуации, когда все вузы в России и за рубежом были вынуждены переводить своих студентов и преподавателей на самоизоляцию. Сделать обучение возможным и доступным через дистанционное обучение стало требованием времени [1].
2 Использование таких электронных ресурсов, как MS-Teams, Mirapolis, Zoom и др., получило положительную оценку профессорско-преподавательского состава университетов и признано приемлемым для обучения в онлайн-режиме. Однако несмотря на положительный опыт использования указанных электронных ресурсов в преподавании различных дисциплин, в процессе вузовской практики были выявлены некоторые недостатки такого обучения.
3 Так, например, в связи с тем, что для достижения технически оптимальной работы программы MS-Teams рекомендовалось отключать на экране визуализацию участников лекции, концентрация их внимания на содержании лекции и интенсивность индивидуального участия была очень разной. Студенты, фамилии которых отражались на экране монитора в начале лекции, могли потом исчезать и сообщать в чате, что у них не работает микрофон, или информировать своих сокурсников, что у них отключился интернет. Проверка этой информации никогда не проводилась, и приходилось относиться к этому с пониманием, хотя у преподавателя могли быть сомнения насчет достоверности предоставляемой студентами информации. Способность и готовность студентов следить за ходом событий, за информацией, предлагаемой в ходе онлайн занятия, также могли вызвать сомнение у преподавателей. Попытки последних получить обратную связь со стороны студентов часто требовали повторных усилий, которые могли остаться без ответов по существу.
4 Практически у всех преподавателей возникают также проблемы с проведением тестов и контрольных работ в онлайн-режиме. Поскольку контрольные акции проходят вне «всевидящего ока» преподавателя, у него нет полной уверенности в том, что студенты выполняют их полностью самостоятельно. В данном контексте могут иметь отрицательную коннотацию те онлайн-сети и специализированные вебсайты, которые, в принципе, созданы для того, чтобы эффективно содействовать обучению студентов в сотрудничестве. Для некоторых обучающихся списывание становится обычной практикой выполнения контрольных работ, и преподавателям приходится сомневаться в объективности своих оценок. По нашим наблюдениям, количество высоких положительных оценок студентов за контрольные работы, выполняемые в онлайн-режиме, выросло примерно на 20%. Удовлетворительные оценки практически отсутствуют.
5 В преподавании иностранного языка в онлайн-режиме возникают сложности адекватного оценивания устной речи обучающихся. Если, например, слабый студент хорошо отвечает «тему», то преподаватель может быть уверен, что он использует текст как зрительную опору для ответа. Для объективной оценки преподавателю необходимо задать несколько вопросов по теме или попросить студента прокомментировать некоторые положения темы на иностранном языке. При явной недостаточности сформированной устноречевой коммуникативной компетенции обучающихся, у них может быть представлено весьма грамотное портфолио письменных работ, выполненных, очевидно, другими студентами или просто скачанных из интернета. При выставлении семестровой оценки возникает дилемма: поставить оценку «удовлетворительно» в связи с тем, что профилирующая устноречевая коммуникативная компетенция недостаточно развита или, например, «хорошо» по совокупности выполненных работ. Критерием истины, на наш взгляд, может быть только собеседование со студентом в режиме офф-лайн, что может быть неосуществимо в связи с регламентируемыми условиями онлайн-обучения в конкретном вузе.

views: 250

Readers community rating: votes 0

1. Pokhrel, S. and Chhetri, R. (2021) A Literature Review on Impact of COVID-19 Pandemic and Learning. Higher Education for the Future, 8(1). Pp. 133–141.

2. Adnan M., Anwar K. (2020) Online learning amid the COVID-19 pandemic: Students' perspectives. Journal of Pedagogical Sociology and Psychology. Volume 2, Issue 1. Pr.45-51.

3. Toquero C. M. (2020) Challenges and opportunities for higher education amid the COVID-19 pandemic: The Philippine context. Pedagogical Research, 5(4), rr.1-5.

4. Wu Z. How a top Chinese university is responding to coronavirus. Retrieved from World Economic Forum (2021) URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/coronavirus-china-the-challenges-ofonline-learning-for-universities (Accessed: 20.12.2021).

5. Blagoveshchenskaya E., Garbaruk V., Popova N. Organizational and pedagogical problems in the process of distance learning at a University. CEUR Workshop Proceedings, 2020, 2861. pp. 210–216.

6. Dmitrieva E.N., Kuritsyna G.V. Soderzhanie otsenki kachestva distantsionnogo obucheniya v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23913 (data obrascheniya: 01.07. 2021).

7. Zhigalev B.A. Pedagogicheskaya sistema otsenki kachestva obrazovaniya v sovremennom vuze (teoretiko-metodologicheskij aspekt): monogr. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij lingvisticheskij universitet im. N.A. Dobrolyubova, 2007. 115 s.

8. Bubnov G. G., Pluzhnik E. V., Soldatkin V. I. Kriterii otsenki kachestva v sisteme ehlektronnogo obucheniya. Cloud of Science. 2015. T. 2. № 4. S.530-543.

9. Hargitai, Dávid Máté - Sasné, Grósz Annamária - Veres, Zoltán (2020): Traditional and online learning preferences in higher education - The challenges of the COVID epidemic. Statistical Review, Volume 98, Number 7. Pp. 839-857.

10. HÖOK (2020) HÖOK conducted a survey - 40% of students are satisfied with distance learning. https://eduline.hu/felsooktatas/20200510_tavoktatas_velemenyek_HOOK_felmeres. (Accessed: 20 December 2021).

11. Dozhdikov A.V. Onlajn-obuchenie kak e-learning: kachestvo i rezul'taty (kriticheskij analiz) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 12. S. 21-32.

12. Shmurygina O.V. Obrazovatel'nyj protsess v usloviyakh pandemii // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020. № 2. S. 51–52.

13. Titova S.V., Avramenko A.P. Mobil'noe obuchenie inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. M.: Ikar, 2014. 224 s.

14. Polanyi M. Personal Knowledge. Towards a Post- Critical Philosophy. https://1library.co/document/wq230njz-polanyi-m-personal-knowledge-post-critical-philosophy.html. (Accessed: 20.12.2021).

15. Nonaka I. A Dynamic Theory of Organizational Knowledge Creation. Organization Science, Vol. 5, No. 1 (Feb., 1994), pp. 14-37.

16. Odinokaya M.A., Popova N.V. Sovremennye tekhnologii interaktivnogo obucheniya v mnogoprofil'nom vuze: nauchn. monogr. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2016. 258 s.

17. Tsarev R.Yu. Primenenie KAHOOT! pri gejmifikatsii v obrazovanii. Mezhdunarodnyj zhurnal perspektivnykh issledovanij, T.7, №1, 2017. S.9-17.

18. Stepanova M. M., Popova N. V., Kuz'mina A. V. Metodicheskie aspekty primeneniya audiovizual'nykh sredstv obucheniya inostrannomu yazyku i perevodu v vuze // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2021. T. 18. № 1. S. 87-98.

Система Orphus

Loading...
Up