Adaptation of the procedure for designing local learning systems to the requirements of system engineering

 
PIIS181570410020010-6-1
DOI10.54884/S181570410020010-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of humanities and socio-economic disciplines
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the research department (innovation and intellectual activity)
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages148-156
Abstract

The article clarifies the requirements of system engineering for the procedure of designing local learning systems. On the basis of comparative analysis of these requirements with the procedure of designing the learning process generally accepted in pedagogy, the essence of the inconsistencies of individual pedagogical design procedures with the requirements of system engineering is revealed. The causes of the identified inconsistencies and approaches to their elimination are analyzed. The difference in the approaches of system engineering (pragmatic approach) and pedagogy (research approach) to the definition of design goals is considered as the main cause of the identified inconsistencies. The prospects of developing a practical (pragmatic) variant of pedagogical design are substantiated and a variant of the V–model of the system engineering method is presented, which is focused on the development of local learning systems.

Keywordsdesign, engineering, local training system, system of systems
Received05.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters14809
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Переход к формулировке требований к выпускникам вузов в виде компетенций, измеряемых в градациях “знать”, “уметь”, “владеть”, породил необходимость внедрения в образовательный процесс вузов инновационных технологий обучения, каждая из которых является продуктом педагогического проектирования. Анализ практики внедрения инновационных технологий обучения выявил противоречия:
  1. между общепринятым мнением о целевой направленности педагогического проектирования на рост эффективности образовательного процесса вуза и отсутствием положительной взаимосвязи показателей успешности обучения с числом внедренных педагогических инноваций. Наличие этого противоречия потребовало проведения ряда пилотажных экспериментов и подробного анализа их результатов в целях выявления характеристик педагогического проектирования как методологического средства дидактики;
  2. между практической (прагматической) направленностью методической деятельности профессорско-преподавательского состава на повышение эффективности образовательного процесса вуза и научно-исследовательской направленностью педагогического проектирования как методологического средства достижения этой главной цели методической деятельности;
  3. между постулируемой в педагогике зависимостью результатов обучения от особенностей контингента обучаемых и отсутствием в практике педагогического проектирования действий по учету этих особенностей. Существование перечисленных противоречий определило актуальность решения научно-педагогической проблемы разработки такого подхода к педагогическому проектированию, который непосредственно ориентирован на решение задач методической деятельности профессорско-преподавательского состава и повышение качества образовательного процесса вуза, а не на развитие предметной области педагогики. Исходные концептуальные подходы к решению этой проблемы были опубликованы авторами [1, с. 7-16; 2, с. 13-20].
2 Представленная статья является развитием опубликованных идей авторов и посвящена проблеме адаптации методов педагогического проектирования к целям и требованиям системной инженерии, совпадающим с целями методической работы преподавательского состава вузов.
3 Базовые понятия и положения. Нами введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) как “системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых” [1, с.13]. С позиций системной инженерии ЛСО классифицирована как “система систем (SoS)”, представляющая собой “упорядоченную совокупность систем, контролируемых группой стейкхолдеров (стейкхолдер – лицо, полномочное принимать решения по контролируемой системе и распоряжаться всем, что в границах этой системы – прим. авторов), и возникающую в результате агрегирования независимых и пригодных к работе систем в более крупную систему” [3, с. 145]. ЛСО может быть представлена в двух видах: 1) если все обучаемые приняли цели обучения, то ЛСО образуется как общепризнанная SoS; 2) если преподавателю не удалось активизировать учебную мотивацию до необходимого уровня у всех обучаемых, то ЛСО возникает как коллаборативная SoS, в которой отдельные обучаемые могут как самоустраниться от выполнения своих учебных функций, так и противодействовать реализации этих функций другими обучаемыми.

views: 248

Readers community rating: votes 0

1. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Lokal'naya sistema obucheniya kak ob'ekt pedagogicheskogo proektirovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. №2(67). S. 7-16.

2. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Sistemnaya inzheneriya kak metodologicheskoe osnovanie proektirovaniya lokal'nykh sistem obucheniya // Chelovek i obrazovanie. 2021. №3(68). S. 13-20.

3. Sistemnaya inzheneriya. Printsipy i praktika /A. Kosyakov [i dr.]; per. s angl. pod red. V. K. Batovrina. M.: DMK Press, 2014. 624 s.

4. Levenchuk A. Sistemnoe myshlenie 2020. Ehlektron. izd-vo «Izdatel'skie resheniya», 2020. 472 s. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (data obrascheniya: 04.04.2021)

5. Ostroumova Yu.S. Metod opredeleniya faktorov, okazyvayuschikh dominiruyuschee vliyanie na rezul'tativnost' obrazovatel'nogo protsessa voennogo vuza // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. №1 (90). S. 235–239.

6. Novikov D.A. Upravlenie proektami: organizatsionnye mekhanizmy. M.: PMSOFT, 2007. 140 s.

7. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej. M.: Ehgves, 2010. 208 s.

8. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatij. M.: IEhT, 2013. 268 s.

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Obrazovatel'nyj proekt (metodologiya obrazovatel'noj deyatel'nosti). M.: Ehgves, 2004. 120 s.

10. Ball G.A. Teoriya uchebnykh zadach: psikhologo-pedagogicheskij aspekt. M.: Pedagogika, 1990. 184 s.

11. Pechnikov A.N., Vetrov Yu.A. Proektirovanie i primenenie komp'yuternykh tekhnologij obucheniya. Ch.1. Kontseptsiya sistem avtomatizirovannogo obucheniya i modelirovanie protsessov deyatel'nosti. Kn. 1, 2. SPb.: BGTU, 2002. S.195-207.

12. Pechnikov A.N., Shikov A.N. Ehffektivnost' ehlektronnogo obucheniya kak problema pedagogicheskoj informatiki // Pedagogicheskaya informatika. 2013. № 3. S. 49-59.

Система Orphus

Loading...
Up