Адаптация процедуры проектирования локальных систем обучения к требованиям системной инженерии

 
Код статьиS181570410020010-6-1
DOI10.54884/S181570410020010-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Аффилиация: Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Начальник научно-исследовательского отдела (инновационной и интеллектуальной деятельности)
Аффилиация: Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы148-156
Аннотация

В статье уточняются требования системной инженерии к процедуре проектирования локальных систем обучения. На основе сравнительного анализа этих требований с общепринятой в педагогике процедурой проектирования процесса обучения выявляется существо несоответствий отдельных процедур педагогического проектирования требованиям системной инженерии. Анализируются причины возникновения выявленных несоответствий и подходы к их устранению. В качестве основной причины возникновения выявленных несоответствий рассматривается различие в подходах системной инженерии (прагматический подход) и педагогики (научно-исследовательский подход) к определению целей проектирования. Обосновывается перспективность разработки практического (прагматического) варианта педагогического проектирования и приводится вариант V-модели метода системной инженерии, который ориентирован на разработку локальных систем обучения.

Ключевые словапроектирование, инженерия, локальная система обучения, система систем
Получено05.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов14809
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Переход к формулировке требований к выпускникам вузов в виде компетенций, измеряемых в градациях “знать”, “уметь”, “владеть”, породил необходимость внедрения в образовательный процесс вузов инновационных технологий обучения, каждая из которых является продуктом педагогического проектирования. Анализ практики внедрения инновационных технологий обучения выявил противоречия:
  1. между общепринятым мнением о целевой направленности педагогического проектирования на рост эффективности образовательного процесса вуза и отсутствием положительной взаимосвязи показателей успешности обучения с числом внедренных педагогических инноваций. Наличие этого противоречия потребовало проведения ряда пилотажных экспериментов и подробного анализа их результатов в целях выявления характеристик педагогического проектирования как методологического средства дидактики;
  2. между практической (прагматической) направленностью методической деятельности профессорско-преподавательского состава на повышение эффективности образовательного процесса вуза и научно-исследовательской направленностью педагогического проектирования как методологического средства достижения этой главной цели методической деятельности;
  3. между постулируемой в педагогике зависимостью результатов обучения от особенностей контингента обучаемых и отсутствием в практике педагогического проектирования действий по учету этих особенностей. Существование перечисленных противоречий определило актуальность решения научно-педагогической проблемы разработки такого подхода к педагогическому проектированию, который непосредственно ориентирован на решение задач методической деятельности профессорско-преподавательского состава и повышение качества образовательного процесса вуза, а не на развитие предметной области педагогики. Исходные концептуальные подходы к решению этой проблемы были опубликованы авторами [1, с. 7-16; 2, с. 13-20].
2 Представленная статья является развитием опубликованных идей авторов и посвящена проблеме адаптации методов педагогического проектирования к целям и требованиям системной инженерии, совпадающим с целями методической работы преподавательского состава вузов.
3 Базовые понятия и положения. Нами введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) как “системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых” [1, с.13]. С позиций системной инженерии ЛСО классифицирована как “система систем (SoS)”, представляющая собой “упорядоченную совокупность систем, контролируемых группой стейкхолдеров (стейкхолдер – лицо, полномочное принимать решения по контролируемой системе и распоряжаться всем, что в границах этой системы – прим. авторов), и возникающую в результате агрегирования независимых и пригодных к работе систем в более крупную систему” [3, с. 145]. ЛСО может быть представлена в двух видах: 1) если все обучаемые приняли цели обучения, то ЛСО образуется как общепризнанная SoS; 2) если преподавателю не удалось активизировать учебную мотивацию до необходимого уровня у всех обучаемых, то ЛСО возникает как коллаборативная SoS, в которой отдельные обучаемые могут как самоустраниться от выполнения своих учебных функций, так и противодействовать реализации этих функций другими обучаемыми.

всего просмотров: 242

Оценка читателей: голосов 0

1. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Локальная система обучения как объект педагогического проектирования // Человек и образование. 2021. №2(67). С. 7-16.

2. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Системная инженерия как методологическое основание проектирования локальных систем обучения // Человек и образование. 2021. №3(68). С. 13-20.

3. Системная инженерия. Принципы и практика /А. Косяков [и др.]; пер. с англ. под ред. В. К. Батоврина. М.: ДМК Пресс, 2014. 624 с.

4. Левенчук А. Системное мышление 2020. Электрон. изд-во «Издательские решения», 2020. 472 с. [Электронный ресурс]. URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (дата обращения: 04.04.2021)

5. Остроумова Ю.С. Метод определения факторов, оказывающих доминирующее влияние на результативность образовательного процесса военного вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. №1 (90). С. 235–239.

6. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. М.: ПМСОФТ, 2007. 140 с.

7. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.

10. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

11. Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Ч.1. Концепция систем автоматизированного обучения и моделирование процессов деятельности. Кн. 1, 2. СПб.: БГТУ, 2002. С.195-207.

12. Печников А.Н., Шиков А.Н. Эффективность электронного обучения как проблема педагогической информатики // Педагогическая информатика. 2013. № 3. С. 49-59.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх