Developing parents' readiness to help children with learning difficulties

 
PIIS181570410019976-8-1
DOI10.54884/S181570410019976-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assist.prof. of Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor of Management and Economics Education Department
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Assist.prof. of the Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: lecturer of the Department of Pedagogy and Andragogy
Affiliation: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages91-99
Abstract

The problem of helping a child with learning difficulties is one of the priorities of the federal projects "Modern School" and "The Success of Every Child" of the National Project "Education". A comprehensive solution to this problem is based on the concept of "resilient school", which implies coordinated actions of all participants in educational relations to compensate for social and pedagogical risks and achieve a high quality of education. Within the framework of this approach, one of the main problems hindering the achievement of this goal is the low readiness of a significant proportion of parents to help a child with learning difficulties. The reason for this is the insufficient level of development of parental competence in a significant proportion of parents. The mechanisms for the development of such readiness are proposed for consideration in this article. The methodological basis that determines the possibility of creating and implementing such mechanisms is the formation of andragogical competence of school teachers for productive pedagogical interaction (in the aspect of providing with psychological, pedagogical, methodological and advisory assistance) with parents, as important and obligatory participants in educational relations.

Keywordsresilient school, responsible parenthood, parental competence, teacher's andragogical competence, model of parental competence development
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters17560
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Проблемы образования учащихся, испытывающих трудности в обучении, имеют место во многих образовательных организациях как в России, так и за рубежом. Важной задачей федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» выступает оказание методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
2 Ключевым понятием, положенным в проектирование системы методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, выступает термин «резильентность». Сам феномен резильентности в психологии определяется на основе понятия жизнеспособность, как черты, характеризующей меру преодоления личностью заданных обстоятельств и, «… в конечном счете, меру преодоления личностью самой себя…» (по Д.А. Леонтьев, Maddi S.R.) [1, 2].
3 В данной статье психологическое по своему происхождению понятие «резильентность» будет использоваться как определенная характеристика особенностей развития целых образовательных систем, способствующая повышению качества образования.
4 М.А. Пинская и др. понятием «резильентные школы» характеризуют образовательные организации, устойчивые по отношению к факторам неблагополучия (неблагоприятным социальным условиям), не контролируемым школой [3, 4].
5 В международных сравнительных исследованиях качества образования выявлено, что одним из принципов деятельности эффективных школ выступает включенность родителей в жизнь образовательного учреждения [3, 5, 6].
6 По данным исследования «Анализ резильентности российских школ», выполненного Федеральным институтом оценки качества образования в 2020 г. по итогам международного сравнительного исследования PISA-2018 [7], в настоящее время в России насчитывается около 12% академически устойчивых (резильентных) обучающихся, которые при неблагоприятном социально-экономическом положении семьи показывают более высокие результаты, достигают уровня «3» и выше по всем видам грамотности по классификации PISA (при наличии 6-ти уровней). При этом среди резильентных школ, где доля таких учащихся выше, отмечаются высокие значения индексов кружковой активности, профессионального развития педагогов, вовлеченности родителей в образовательную деятельность [7].
7 В 2018 г. Институтом образования НИУ ВШЭ было проведено исследование резильентных школ, направленное на выявление условий, способствующих академической резильентности учащихся, т.е. достижению высоких образовательных результатов, несмотря на низкие социальные, экономические и культурные ресурсы их семей [ 3 ]. Исследование показало, что важным условием, обеспечивающим качество образования в резильентных школах, выступает согласованная на ценностном уровне между всеми участниками образовательных отношений практика высокого уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс. Учащиеся в данных школах отмечают высокую значимость для них моральной поддержки, интереса и внимания со стороны родителей, участия родителей в делах школы в целом, а родители демонстрируют достаточно высокий уровень участия в делах ребенка и школьной жизни (по сравнению со сложившимися в других школах практиками).

views: 261

Readers community rating: votes 0

1. Leont'ev D.A. Mnogourovnevaya model' vzaimodejstviya s neblagopoluchnymi obstoyatel'stvami: ot zaschity k primeneniyu // Psikhologiya stressa: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. T.1. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2013. S. 258-261.

2. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. V. 60. № 3. P. 261-262.

3. Poverkh bar'erov: issleduem rezil'entnye shkoly / M.A. Pinskaya [i dr.] // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 2. S.198-227.

4. Zvyagintsev R.S. Lichnostnye kharakteristiki uchaschikhsya rezil'entnykh i neblagopoluchnykh shkol: raznye deti ili raznye shkoly // Voprosy obrazovaniya. 2021. № 3. S. 33-61

5. Khehtti Dzhon A.S. Vidimoe obuchenie: sintez rezul'tatov bolee 50000 issledovanij s okhvatom bolee 86 millionov shkol'nikov. M.: Izdatel'stvo «Natsional'noe obrazovanie», 2017. 496 s.

6. Klyachko T., Semionova E., Tokareva G. Success and failure of school students: parental expectations and teachers’ perceptions // Educational studies. Moscow. 2019, № 4. S. 71-92

7. Analiz rezil'entnosti rossijskikh shkol [Ehlektronnyj resurs] / Federal'nyj institut otsenki kachestva obrazovaniya. 2020. URL: https://fioco.ru (data obrascheniya: 27.01.2022).

8. Ehrlikh O.V., Vinogradov V.N. Kontseptual'nye osnovaniya razvitiya pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej v sisteme gosudarstvenno-obschestvennogo upravleniya obrazovaniem // Nepreryvnoe obrazovanie. 2021. Vypusk 4 (38). S.43-49.

9. Otvetstvennoe roditel'stvo: problemy i puti resheniya: metodicheskoe posobie /pod red. M.V. Loginovoj, V.Yu. Smirnovoj. Kostroma, 2012. S.3-6.

10. Vershlovskij S.G. Nepreryvnoe obrazovanie (istoriko-teoreticheskij analiz fenomena): monogr. SPb.: SPb APPO, 2007.

11. Zmeyov S.I. Osnovy andragogiki: ucheb. posobie dlya vuzov. 2-e izd. M.: FLINTA, 2013.

12. Prakticheskaya andragogika. Kniga 1. Sovremennye adaptivnye sistemy i tekhnologii obrazovaniya vzroslykh: metodicheskoe posobie / pod red. V.I. Podobed, A.E. Maron. SPb.: Institut obrazovaniya vzroslykh (IOV RAO), 2003. 406 s.

13. Maron A.E., Rezinkina L.V. Ehvolyutsiya teorij obrazovaniya vzroslykh: ot pedagogiki gramotnosti k prakticheskoj andragogike // Chelovek i obrazovanie. 2015.№ 2 (43). S.9-13.

14. Kokh M.N., Peshkova T.N. Osnovy pedagogiki i andragogiki.: ucheb. posobie. Krasnodar: KubGAU, 2015. 90 s.

15. Ehrlikh O.V. Pedagogicheskaya podderzhka sem'i v usloviyakh transformatsii semejnykh tsennostej v sovremennoj Rossii // Chelovek i obrazovanie. 2016. № 3 (48). S.93-96.

16. Ehrlikh O.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v novykh sotsial'no-pedagogicheskikh usloviyakh // Chelovek i obrazovanie. 2017. № 2 (51). S.34-37.

Система Orphus

Loading...
Up