Развитие готовности родителей к оказанию помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении

 
Код статьиS181570410019976-8-1
DOI10.54884/S181570410019976-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры управления и экономики образования
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и андрагогики
Аффилиация: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы91-99
Аннотация

Проблема оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении, выступает одним из приоритетов федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Комплексное решение этой проблемы опирается на понятие «резильентная школа», предполагающее согласованные действия всех участников образовательных отношений для компенсации социально-педагогических рисков и достижения высокого качества образования. В рамках такого подхода одной из главных проблем, препятствующих достижению названной цели, является низкая готовность значительной части родителей к оказанию помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении. Причиной этого является недостаточный уровень сформированности родительской компетентности у значительной части родителей. В данной статье предлагаются для рассмотрения механизмы развития такой готовности. Методологическим основанием, определяющим возможность создания и реализации таких механизмов, выступает формирование андрагогической компетентности педагогов школы для продуктивного педагогического взаимодействия с родителями, как важными и обязательными участниками образовательных отношений (в аспекте оказания им психолого-педагогической, методической и консультативной помощи).

 

Ключевые словарезильентная школа, ответственное родительство, родительская компетентность, андрагогическая компетентность педагога, модель развития родительской компетентности
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов17560
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Проблемы образования учащихся, испытывающих трудности в обучении, имеют место во многих образовательных организациях как в России, так и за рубежом. Важной задачей федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» выступает оказание методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
2 Ключевым понятием, положенным в проектирование системы методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, выступает термин «резильентность». Сам феномен резильентности в психологии определяется на основе понятия жизнеспособность, как черты, характеризующей меру преодоления личностью заданных обстоятельств и, «… в конечном счете, меру преодоления личностью самой себя…» (по Д.А. Леонтьев, Maddi S.R.) [1, 2].
3 В данной статье психологическое по своему происхождению понятие «резильентность» будет использоваться как определенная характеристика особенностей развития целых образовательных систем, способствующая повышению качества образования.
4 М.А. Пинская и др. понятием «резильентные школы» характеризуют образовательные организации, устойчивые по отношению к факторам неблагополучия (неблагоприятным социальным условиям), не контролируемым школой [3, 4].
5 В международных сравнительных исследованиях качества образования выявлено, что одним из принципов деятельности эффективных школ выступает включенность родителей в жизнь образовательного учреждения [3, 5, 6].
6 По данным исследования «Анализ резильентности российских школ», выполненного Федеральным институтом оценки качества образования в 2020 г. по итогам международного сравнительного исследования PISA-2018 [7], в настоящее время в России насчитывается около 12% академически устойчивых (резильентных) обучающихся, которые при неблагоприятном социально-экономическом положении семьи показывают более высокие результаты, достигают уровня «3» и выше по всем видам грамотности по классификации PISA (при наличии 6-ти уровней). При этом среди резильентных школ, где доля таких учащихся выше, отмечаются высокие значения индексов кружковой активности, профессионального развития педагогов, вовлеченности родителей в образовательную деятельность [7].
7 В 2018 г. Институтом образования НИУ ВШЭ было проведено исследование резильентных школ, направленное на выявление условий, способствующих академической резильентности учащихся, т.е. достижению высоких образовательных результатов, несмотря на низкие социальные, экономические и культурные ресурсы их семей [ 3 ]. Исследование показало, что важным условием, обеспечивающим качество образования в резильентных школах, выступает согласованная на ценностном уровне между всеми участниками образовательных отношений практика высокого уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс. Учащиеся в данных школах отмечают высокую значимость для них моральной поддержки, интереса и внимания со стороны родителей, участия родителей в делах школы в целом, а родители демонстрируют достаточно высокий уровень участия в делах ребенка и школьной жизни (по сравнению со сложившимися в других школах практиками).

всего просмотров: 235

Оценка читателей: голосов 0

1. Леонтьев Д.А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагополучными обстоятельствами: от защиты к применению // Психология стресса: материалы III Международной научно-практической конференции. Т.1. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. С. 258-261.

2. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. V. 60. № 3. P. 261-262.

3. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы / М.А. Пинская [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 2. С.198-227.

4. Звягинцев Р.С. Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 33-61

5. Хэтти Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. М.: Издательство «Национальное образование», 2017. 496 с.

6. Klyachko T., Semionova E., Tokareva G. Success and failure of school students: parental expectations and teachers’ perceptions // Educational studies. Moscow. 2019, № 4. С. 71-92

7. Анализ резильентности российских школ [Электронный ресурс] / Федеральный институт оценки качества образования. 2020. URL: https://fioco.ru (дата обращения: 27.01.2022).

8. Эрлих О.В., Виноградов В.Н. Концептуальные основания развития педагогической компетентности родителей в системе государственно-общественного управления образованием // Непрерывное образование. 2021. Выпуск 4 (38). С.43-49.

9. Ответственное родительство: проблемы и пути решения: методическое пособие /под ред. М.В. Логиновой, В.Ю. Смирновой. Кострома, 2012. С.3-6.

10. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена): моногр. СПб.: СПб АППО, 2007.

11. Змеёв С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2013.

12. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых: методическое пособие / под ред. В.И. Подобед, А.Е. Марон. СПб.: Институт образования взрослых (ИОВ РАО), 2003. 406 с.

13. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике // Человек и образование. 2015.№ 2 (43). С.9-13.

14. Кох М.Н., Пешкова Т.Н. Основы педагогики и андрагогики.: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2015. 90 с.

15. Эрлих О.В. Педагогическая поддержка семьи в условиях трансформации семейных ценностей в современной России // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С.93-96.

16. Эрлих О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С.34-37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх