Education of persons with disabilities in the context of strategic communications in the face of uncertainty

 
PIIS181570410019967-8-1
DOI10.54884/S181570410019967-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: St. Petersburg State Electrotechnical University “LETI” Ulyanov (Lenina)
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Department of Theory and Technology of Social Work
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages81-90
Abstract

The article is devoted to the problem of building a new worldview discourse in the consideration of issues of education of persons with disabilities. The conditions of the pandemic pose a certain risk of reducing the level of social interactions and educational opportunities for persons with disabilities due to the limitations that are characteristic of this entire social group as a whole. One of the new ways of solving this problem is the rationale for strategic communications, the purpose of which is to prevent or minimize threats that may reduce the quality of education of this social group. Based on a new worldview discourse, the authors of the article distinguish two types of strategic communications, where the first type, from the standpoint of humanistic approach, involves external interactions and is focused on creating social conditions for the education of persons with disabilities, as well as on preventing social threats. The second type of strategic communications, internal, is associated with the use of a system-structural approach to an educational institution, is considered as a complex of internal interactions directly related to the educational process of persons with disabilities. It is taken into account that the content of supporting the educational process within the framework of an educational institution for a student with a disability in a pandemic is insufficient. It is supposed to activate external interactions that create additional social conditions for full-fledged complex support, including the necessity of using social advertising. The problem of complex socio-pedagogical and psychological support for persons with disabilities in the conditions of using the potential of a metropolis is posed and substantiated. The inclusion of a student with a disability in such a broad social context gives him or her the opportunity to more fully acquire of subjectivity through participation in socially meaningful activities. The choice and justification of strategic communications in the field of education of persons with disabilities can not only contribute to the development of social activity, success in learning, but also creates conditions for professional growth and promotes social creativity of persons with disabilities.

Keywordsstrategic communications, humanistic and system-structural approaches, education of people with disabilities, support, social space, interactions, integration, inclusion
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters23071
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современный мир, получивший в медиа название VUCA-мира, характеризуется высокой степенью непостоянства (Volatility), неопределённости (Uncertainty), сложности (Complexity) и неоднозначности (Аmbiguity). В этих условиях традиционные подходы к решению многообразных социальных задач уже не могут гарантировать успешности их решения и требуют пересмотра и обновления. Всё это в полной мере относится и к проблеме образования лиц с инвалидностью, которая является одной из наиболее актуальных для российского общества. Для её решения требуется комплексный подход, предусматривающий возможности адаптации этой социальной группы в образовательной системе, в социальных сферах, в обществе в целом.
2 Поиск новых решений в области образования лиц с инвалидностью в значительной степени связан с опорой на использование стратегических коммуникаций, которые в контексте данной статьи понимаются как ориентированное на перспективу коммуникационное взаимодействие с широким кругом социальных групп, непосредственно или опосредованно связанных с образованием и дальнейшей социальной деятельностью инвалидов, и потенциал которых может минимизировать или устранить риски, возникающие в ситуации неопределенности, характерной для данного времени.
3 Понятие «риск» рассматривается в современной литературе как опасность, возможность причинения вреда общности, группам людей, отдельному человеку. Социальный риск определяется как опасность, которая опосредуется социальными и культурологическими процессами, протекающими в данный период времени.
4 В современных исследованиях уделяется внимание проблемам риска, который может понести общество в связи с социальными доминантами, противоречащими общественным интересам. Как известно, до начала девяностых годов XX века основополагающая государственная нормативная модель была связана с утверждением равенства. В дальнейшем система этих ценностей была заменена ценностями небезопасного общества, характеризующегося всевозможными рисками. Одной из важнейших целей такого общества выступает минимизация или устранение рисков. В ситуации неопределенности возрастает влияние рисков социогенного, социального характера, рисков трансформации, связанных с национальными интересами, с институтом семьи, проблемами здравоохранения, образования и др.
5 Ситуация пандемии может затруднить адаптацию человека в социуме, снизить возможности участия во всех сторонах общественной жизни. К такой социальной группе, подверженной всевозможным рискам, относятся лица с инвалидностью. Одним из важнейших путей их успешной интеграции в общество выступает система непрерывного образования. В настоящее время стоит вопрос о минимизации рисков, которые могут угрожать этой системе в связи с ситуацией неопределенности, поэтому актуализируется проблема обоснования стратегических коммуникаций в области системы образования для лиц с инвалидностью.

views: 299

Readers community rating: votes 0

1. Gordina O. V., Gordin A. I. Andragogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Yurajt, 2022. 259 s.

2. Gusejnov A. A. Chto novogo v «novoj ehtike»? // Vedomosti prikladnoj ehtiki. 2021. Vyp. 58. S. 91-106.

3. Innovatsionnye tekhnologii sotsial'noj reabilitatsii i abilitatsii lits pozhilogo vozrasta i invalidov: monogr. / pod red. S.S. Lebedevoj, Yu.Yu. Platonovoj. SPb.: SPbGIPSR, 2021. 226 s.

4. Kondakov A. M. Sergeev I.S. Bazovye tsennosti rossijskoj tsivilizatsii i ikh transformatsiya na ehtape perekhoda k tsifrovomu obschestvu // Pedagogika. 2020. № 6. S. 5-23.

5. Kondakov A. M. Sergeev I.S. Metodologiya proektirovaniya obschego obrazovaniya v kontekste tsifrovoj transformatsii // Pedagogika. 2021. №1. S. 5-9.

6. Kudryavtseva M. E. Andragogicheskaya sistema s sinergeticheskoj tochki zreniya // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2004. № 2 (6). S. 47-53.

7. Lebedeva S.S. Obrazovanie invalidov: praktika i teoretiko-prognosticheskaya model': monogr. SPb.: Omega, 2001. 224 s.

8. Inklyuzivnye protsessy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya lits s invalidnost'yu / S.S. Lebedeva [i dr.] // Chelovek i obrazovanie. 2020. №4 (65). S. 50-56.

9. Maron A.E., Toporovskij V.P., Rezinkina L.V. Nauchnye dostizheniya v razvitie innovatsionnykh obrazovatel'nykh sistem // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. 2014. № 2. S. 113-119.

10. Osipov A.M. Obschestvo i obrazovanie : Lektsii po sotsiologii obrazovaniya. Velikij Novgorod: Izd-vo NGU im. Yaroslava Mudrogo, 1998. 204 s.

11. Psikhologo-pedagogicheskie voprosy sovremennogo obrazovaniya: monogr. / red.kol.: Zh.V.Murzina, O.L. Bogatyreva. Cheboksary: Sreda, 2021. 172 s.

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 07.05.2018 g. №204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii do 2024 g.» [Ehlektronnyj resurs] http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrascheniya: 12.09.2021).

Система Orphus

Loading...
Up