Образование людей с инвалидностью в контексте использования стратегических коммуникаций в условиях неопределенности

 
Код статьиS181570410019967-8-1
DOI10.54884/S181570410019967-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Cтарший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Pаведующая кафедрой теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы81-90
Аннотация

Статья посвящена проблеме выстраивания нового мировоззренческого дискурса в рассмотрении вопросов образования людей с инвалидностью. Условия пандемии представляют определенный риск снизить уровень социальных интеракций и образовательных возможностей лиц с инвалидностью в связи с ограничениями, характерными для всей этой социальной группы в целом.  Одним из новых путей решения данной проблемы выступает обоснование стратегических коммуникаций, целью которых является деятельность по предотвращению или минимизации угроз, которые могут снизить качество образования этой социальной группы. Опираясь на новый мировоззренческий дискурс, авторы статьи выделяют два вида стратегических коммуникаций, где первый вид с позиций гуманистического подхода предполагает внешние интеракции и ориентирован на создание социальных условий для образования лиц с инвалидностью, на предотвращение угроз социального характера. Второй вид стратегических коммуникаций, внутренний, связан с использованием системно-структурного подхода к образовательному учреждению, рассматривается как комплекс внутренних интеракций, непосредственно связанных с образовательным процессом лиц с инвалидностью. Учитывается, что сопровождение процесса образования в рамках образовательного учреждения  для обучающегося с инвалидностью в условиях пандемии оказывается недостаточным. Предполагается активизация внешних интеракций, создающих дополнительные социальные условия для полноценного комплексного сопровождения, в том числе обосновывается необходимость использования социальной рекламы. Ставится и обосновывается проблема комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения лица с инвалидностью в условиях использования потенциала мегаполиса. Включение обучающегося с инвалидностью в такой широкий социальный контекст дает ему возможности для более полного обретения своей субъектности путем участия в социально значимой деятельности. Выбор и обоснование стратегических коммуникаций в области образования лиц с инвалидностью не только может способствовать развитию социальной активности, успешности в обучении, но и создает условия для профессионального роста, способствует социальному творчеству лиц с инвалидностью.

Ключевые словастратегические коммуникации, гуманистический и системно-структурный подходы, образование лиц с инвалидностью, сопровождение, социальное пространство, интеракции, интеграция, инклюзия
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов23071
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современный мир, получивший в медиа название VUCA-мира, характеризуется высокой степенью непостоянства (Volatility), неопределённости (Uncertainty), сложности (Complexity) и неоднозначности (Аmbiguity). В этих условиях традиционные подходы к решению многообразных социальных задач уже не могут гарантировать успешности их решения и требуют пересмотра и обновления. Всё это в полной мере относится и к проблеме образования лиц с инвалидностью, которая является одной из наиболее актуальных для российского общества. Для её решения требуется комплексный подход, предусматривающий возможности адаптации этой социальной группы в образовательной системе, в социальных сферах, в обществе в целом.
2 Поиск новых решений в области образования лиц с инвалидностью в значительной степени связан с опорой на использование стратегических коммуникаций, которые в контексте данной статьи понимаются как ориентированное на перспективу коммуникационное взаимодействие с широким кругом социальных групп, непосредственно или опосредованно связанных с образованием и дальнейшей социальной деятельностью инвалидов, и потенциал которых может минимизировать или устранить риски, возникающие в ситуации неопределенности, характерной для данного времени.
3 Понятие «риск» рассматривается в современной литературе как опасность, возможность причинения вреда общности, группам людей, отдельному человеку. Социальный риск определяется как опасность, которая опосредуется социальными и культурологическими процессами, протекающими в данный период времени.
4 В современных исследованиях уделяется внимание проблемам риска, который может понести общество в связи с социальными доминантами, противоречащими общественным интересам. Как известно, до начала девяностых годов XX века основополагающая государственная нормативная модель была связана с утверждением равенства. В дальнейшем система этих ценностей была заменена ценностями небезопасного общества, характеризующегося всевозможными рисками. Одной из важнейших целей такого общества выступает минимизация или устранение рисков. В ситуации неопределенности возрастает влияние рисков социогенного, социального характера, рисков трансформации, связанных с национальными интересами, с институтом семьи, проблемами здравоохранения, образования и др.
5 Ситуация пандемии может затруднить адаптацию человека в социуме, снизить возможности участия во всех сторонах общественной жизни. К такой социальной группе, подверженной всевозможным рискам, относятся лица с инвалидностью. Одним из важнейших путей их успешной интеграции в общество выступает система непрерывного образования. В настоящее время стоит вопрос о минимизации рисков, которые могут угрожать этой системе в связи с ситуацией неопределенности, поэтому актуализируется проблема обоснования стратегических коммуникаций в области системы образования для лиц с инвалидностью.

всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Гордина О. В., Гордин А. И. Андрагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 259 с.

2. Гусейнов А. А. Что нового в «новой этике»? // Ведомости прикладной этики. 2021. Вып. 58. С. 91-106.

3. Инновационные технологии социальной реабилитации и абилитации лиц пожилого возраста и инвалидов: моногр. / под ред. С.С. Лебедевой, Ю.Ю. Платоновой. СПб.: СПбГИПСР, 2021. 226 с.

4. Кондаков А. М. Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика. 2020. № 6. С. 5-23.

5. Кондаков А. М. Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. №1. С. 5-9.

6. Кудрявцева М. Е. Андрагогическая система с синергетической точки зрения // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2004. № 2 (6). С. 47-53.

7. Лебедева С.С. Образование инвалидов: практика и теоретико-прогностическая модель: моногр. СПб.: Омега, 2001. 224 с.

8. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью / С.С. Лебедева [и др.] // Человек и образование. 2020. №4 (65). С. 50-56.

9. Марон А.Е., Топоровский В.П., Резинкина Л.В. Научные достижения в развитие инновационных образовательных систем // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2014. № 2. С. 113-119.

10. Осипов А.М. Общество и образование : Лекции по социологии образования. Великий Новгород: Изд-во НГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. 204 с.

11. Психолого-педагогические вопросы современного образования: моногр. / ред.кол.: Ж.В.Мурзина, О.Л. Богатырева. Чебоксары: Среда, 2021. 172 с.

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.» [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 12.09.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх