Приоритеты социального заказа кадетскому образованию в Сибири

 
Код статьиS181570410019965-6-1
DOI10.54884/S181570410019965-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Декан факультета психологии и педагогики
Аффилиация: Омский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Омск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы111-119
Аннотация

Ситуация развития кадетского образования в каждом из регионов Российской Федерации далеко не однородна. Она характеризуется сложившейся традицией, отношением органов власти, состоянием и возможностями системы общего и дополнительного образования, наличием кадетских образовательных организаций Министерства обороны, сложившимся отношением к кадетскому образованию, а также составом субъектов, готовых к активному и деятельностному участию. Силовые структуры, органы государственного управления и местные социальные группы, институты и сообщества заинтересованы в партнерстве в том случае, когда кадетское образование обеспечивает востребованные каждым субъектом социокультурные эффекты. Кроме того, социальный заказ отражает уникальные особенности исторически сложившихся региональных моделей кадетского образования. Исследование социального заказа кадетскому образованию в Сибири обеспечивает разработку региональных программ развития этой педагогической системы, выбор и обоснование критериев оценки качества кадетского образования. На основании исследования, выполненного в 8 из 10 регионов Сибирского Федерального округа, в статье представлены приоритеты социального заказа, имеющие ведущее значение для каждого из субъектов, обладающих опытом развития кадетского образования и общественно-государственного управления этой педагогической системой. Определены главные ожидания педагогического и родительского сообщества. 

Ключевые словакадетское образование, социальный заказ, Сибирь, программы развития
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов18750
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное кадетское образование – явление, точно отражающее социокультурную ситуацию, в том числе смену приоритетов индустриального общества (подготовка кадров для силовых структур) на приоритеты общества постиндустриального (достижение социокультурных эффектов развития территорий через воспитание новых поколений и формирование новых общественных отношений). «Образование является одной из самых комплексных технологий социальной эволюции. Оно дает мировому сообществу возможность преодолеть существующие разрывы и барьеры на пути глобального процветания» [1, с. 19]. Кадетское образование здесь не исключение. Динамика кадетского образования (резкое увеличение количества образовательных организаций и общего числа воспитанников, расширение ведомственной принадлежности, появление новых форматов и пр.) обусловлена не столько кадровыми потребностями военной службы, сколько его способностью сохранять и передавать подрастающему поколению национальную культуру, обеспечивать культурную идентичность. Кадетское образование способно формировать нормативный тип личности, во-первых, отвечающий реалиям будущего (при всей его неопределенности), а во-вторых, сохраняющий в себе черты так называемой «остаточной культуры» [2, с. 83], – то есть качества личности, ее сознание и мировоззрение, которые до сих пор не утратили своего значения для российского общества. Более того, в ожиданиях заказчиков кадетского образования нормативный тип личности кадета имеет множество вариаций – модальные типы, с формированием которых среди детей и молодежи различные социальные группы, сообщества и институты связывают свое дальнейшее существование. «Модальность» социального заказа в большей степени выражена в регионах, где наряду с общероссийскими чертами проявляется уникальность социального заказа.
2 Кадетское образование появилось в Сибири в 1813 г. и долгое время обеспечивало военную, образовательную и культурно-просветительскую функции, а также способствовало формированию элит. В силу ряда факторов (государственная политика и модели управления; социальная структура; специфика культурного пространства и динамика культурных процессов; состояние образования в регионе, этнокультурная динамика и пр.) в Сибири сложилась модель кадетского образования, существенно отличающаяся от центральных регионов.
3 Дореволюционное кадетское образование в Сибири практически не имело сословного характера, оно состоялось как поликультурное, поликонфессиональное, многоуровневое, охватывающее все этапы развития личности (от элементарной грамотности до профессиональной подготовки офицера). В советское время кадетских образовательных организаций в Сибири не было. После 1991 г., как реакция общества на социальные инновации, противоречащие культурным нормам, в Новосибирске сформирован первый в России кадетский корпус, не имеющий отношения к Министерству обороны. В настоящее время в регионах Сибирского Федерального округа 29 кадетских образовательных организаций регионального подчинения и 3 кадетских корпуса (училища) Министерства обороны Российской Федерации.

всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (дата обращения : 10.01.2022).

2. Ахиезер А.С. Россия. Критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1997. 808 с.

3. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: моногр. Тюмень: Печатник, 2006. 199 с.

4. Цирульников А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Ч. 1 // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4 (16). С. 29-56.

5. Захарченко М.В. Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37904.php (дата обращения: 13.01.2022)

6. Скударёва Г.Н., Милькевич О.А. Содержание социального заказа в рамках системы образования // Социокультурные вызовы: теоретическое осмысление и педагогическая реальность. Орехово-Зуево: Изд-во Государственного гуманитарно-технологического университета, 2018. С. 8-16.

7. Kim Y., Huang J., Sherraden M., Clancy M. Child Development Accounts, parental savings, and parental educational expectations: A path model // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 79. P. 20-28. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.05.021

8. Martin R.et al. The cultural career script: college students’ expectations for a typical career // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 31 July 2021 . https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2021.05.003

9. Bedemariam R., Ramos J. Over-education and job satisfaction: The role of job insecurity and career enhancing strategies Sur-éducation et satisfaction au travail : le rôle de l’insécurité d’emploi et des stratégies d’avancement professionnel // European Review of Applied Psychology. May 2021. Vol. 71, Issue 3.

10. Kristoffersen I. (2018) Great expectations: Education and subjective wellbeing // Journal of Economic Psychology. Vol. 66. P. 64-78.

11. Tomaszewski W. et al. Investigating the drivers of higher education expectations among students from low and high socio-economic backgrounds in Australia // International Journal of Educational Research. 2021. Vol. 109

12. Powdthavee N., Lekfuangfu W. N., Wooden M. What's the good of education on our overall quality of life? A simultaneous equation model of education and life satisfaction for Australia // Journal of Behavioral and Experimental Economics. 2015. Vol. 54. P. 10-21.

13. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2004612586 [Электронный ресурс] . URL: https://kontent-analiz.ru/files/sv.jpg (дата обращения: 02.12.2021).

14. Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996. 65 с.

15. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 03.12.2021.

16. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. В.В. Сапов. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх