Priorities of social order for cadet education in Siberia

 
PIIS181570410019965-6-1
DOI10.54884/S181570410019965-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Dean of Faculty of Psychology and Pedagogy
Affiliation: Omsk Federal Pedagogical University
Address: Russian Federation, Omsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages111-119
Abstract

The situation in the development of cadet education in each of the regions of the Russian Federation is far from homogeneous. It is characterized by the established tradition, the attitude of the authorities, the state and capabilities of the system of general and additional education, the presence of cadet educational organizations of the Ministry of Defense, the prevailing attitude towards cadet education, as well as the subjects ready for active participation. Power structures, government bodies and local social groups, institutions and communities are interested in partnership in the case when cadet education provides the socio-cultural effects demanded by each subject. In addition, the social order reflects the unique features of the historically established regional models of cadet education. The study of the social order for cadet education in Siberia ensures the design of regional programs for the development of this pedagogical system, the choice and justification of criteria for assessing the quality of cadet education. Based on the study carried out in 8 out of 10 regions of the Siberian Federal District, the article presents the priorities of the social order, which are of leading importance for each of the subjects with experience in the development of cadet education and public administration of this pedagogical system. The main expectations of the pedagogical and parental community are determined.

Keywordscadet education, social order, Siberia, development programs
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters18750
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное кадетское образование – явление, точно отражающее социокультурную ситуацию, в том числе смену приоритетов индустриального общества (подготовка кадров для силовых структур) на приоритеты общества постиндустриального (достижение социокультурных эффектов развития территорий через воспитание новых поколений и формирование новых общественных отношений). «Образование является одной из самых комплексных технологий социальной эволюции. Оно дает мировому сообществу возможность преодолеть существующие разрывы и барьеры на пути глобального процветания» [1, с. 19]. Кадетское образование здесь не исключение. Динамика кадетского образования (резкое увеличение количества образовательных организаций и общего числа воспитанников, расширение ведомственной принадлежности, появление новых форматов и пр.) обусловлена не столько кадровыми потребностями военной службы, сколько его способностью сохранять и передавать подрастающему поколению национальную культуру, обеспечивать культурную идентичность. Кадетское образование способно формировать нормативный тип личности, во-первых, отвечающий реалиям будущего (при всей его неопределенности), а во-вторых, сохраняющий в себе черты так называемой «остаточной культуры» [2, с. 83], – то есть качества личности, ее сознание и мировоззрение, которые до сих пор не утратили своего значения для российского общества. Более того, в ожиданиях заказчиков кадетского образования нормативный тип личности кадета имеет множество вариаций – модальные типы, с формированием которых среди детей и молодежи различные социальные группы, сообщества и институты связывают свое дальнейшее существование. «Модальность» социального заказа в большей степени выражена в регионах, где наряду с общероссийскими чертами проявляется уникальность социального заказа.
2 Кадетское образование появилось в Сибири в 1813 г. и долгое время обеспечивало военную, образовательную и культурно-просветительскую функции, а также способствовало формированию элит. В силу ряда факторов (государственная политика и модели управления; социальная структура; специфика культурного пространства и динамика культурных процессов; состояние образования в регионе, этнокультурная динамика и пр.) в Сибири сложилась модель кадетского образования, существенно отличающаяся от центральных регионов.
3 Дореволюционное кадетское образование в Сибири практически не имело сословного характера, оно состоялось как поликультурное, поликонфессиональное, многоуровневое, охватывающее все этапы развития личности (от элементарной грамотности до профессиональной подготовки офицера). В советское время кадетских образовательных организаций в Сибири не было. После 1991 г., как реакция общества на социальные инновации, противоречащие культурным нормам, в Новосибирске сформирован первый в России кадетский корпус, не имеющий отношения к Министерству обороны. В настоящее время в регионах Сибирского Федерального округа 29 кадетских образовательных организаций регионального подчинения и 3 кадетских корпуса (училища) Министерства обороны Российской Федерации.

views: 265

Readers community rating: votes 0

1. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva: doklad Global Education Futures [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (data obrascheniya : 10.01.2022).

2. Akhiezer A.S. Rossiya. Kritika istoricheskogo opyta. T. 1. Ot proshlogo k buduschemu. Novosibirsk: Sibirskij Khronograf, 1997. 808 s.

3. Vidt I.E. Obrazovanie kak fenomen kul'tury: monogr. Tyumen': Pechatnik, 2006. 199 s.

4. Tsirul'nikov A.M. Razvitie obrazovatel'nykh sistem. Metodologiya i metody sotsiokul'turnogo analiza. Ch. 1 // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014. № 4 (16). S. 29-56.

5. Zakharchenko M.V. Sotsial'nyj zakaz na obrazovanie i obrazovatel'nye resursy obschestva [Ehlektronnyj resurs] // Obrazovatel'nyj portal «Slovo». URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37904.php (data obrascheniya: 13.01.2022)

6. Skudaryova G.N., Mil'kevich O.A. Soderzhanie sotsial'nogo zakaza v ramkakh sistemy obrazovaniya // Sotsiokul'turnye vyzovy: teoreticheskoe osmyslenie i pedagogicheskaya real'nost'. Orekhovo-Zuevo: Izd-vo Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta, 2018. S. 8-16.

7. Kim Y., Huang J., Sherraden M., Clancy M. Child Development Accounts, parental savings, and parental educational expectations: A path model // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 79. P. 20-28. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.05.021

8. Martin R.et al. The cultural career script: college students’ expectations for a typical career // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 31 July 2021 . https://doi.org/10.1016/j.jarmac.2021.05.003

9. Bedemariam R., Ramos J. Over-education and job satisfaction: The role of job insecurity and career enhancing strategies Sur-éducation et satisfaction au travail : le rôle de l’insécurité d’emploi et des stratégies d’avancement professionnel // European Review of Applied Psychology. May 2021. Vol. 71, Issue 3.

10. Kristoffersen I. (2018) Great expectations: Education and subjective wellbeing // Journal of Economic Psychology. Vol. 66. P. 64-78.

11. Tomaszewski W. et al. Investigating the drivers of higher education expectations among students from low and high socio-economic backgrounds in Australia // International Journal of Educational Research. 2021. Vol. 109

12. Powdthavee N., Lekfuangfu W. N., Wooden M. What's the good of education on our overall quality of life? A simultaneous equation model of education and life satisfaction for Australia // Journal of Behavioral and Experimental Economics. 2015. Vol. 54. P. 10-21.

13. Svidetel'stvo ob ofitsial'noj registratsii programmy dlya EhVM №2004612586 [Ehlektronnyj resurs] . URL: https://kontent-analiz.ru/files/sv.jpg (data obrascheniya: 02.12.2021).

14. Churakov A.N. Komp'yuternyj kontent-analiz. M.: Institut sotsiologii RAN, 1996. 65 s.

15. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federatsii. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 № 58-FZ [Ehlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (data obrascheniya: 03.12.2021.

16. Sorokin P.A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika / per. s angl. V.V. Sapov. M.: Astrel', 2006. 1176 s.

Система Orphus

Loading...
Up