Historical and pedagogical analysis of the national vocational education system development

 
PIIS181570410019925-2-1
DOI10.54884/S181570410019925-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Аspirant
Affiliation: Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages64-72
Abstract

The article analyzes the historical foundations of the creation and development of the vocational education system in Russia, the trends and risks of training middle-level specialists, and the institutional basis of the process. The theoretical foundation of the study of combining theoretical vocational training with practical training at the enterprise, the specificity of vocational education in the modern world, affecting the formation of the economy, production and the development of the structure of society are considered.

Based on the historical analysis, the stages and periods of the formation of the professional training system are described. The results of the study are presented.

Keywordssecondary vocational education, stages and periods of formation of the vocational education system, modernization of vocational education, WorldSkills
Received29.04.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters19462
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современные требования к образованию молодого специалиста в России и за рубежом поставили перед отечественной системой среднего профессионального образования в рамках национального проекта «Образование» цель – войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования, обеспечив ее конкурентоспособность на мировой арене. На достижение данной цели направлена государственная и региональная политика по построению более гибкой образовательной системы, оперативно реагирующей на быстро меняющиеся социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий [10]. Поэтому сегодня приоритетными тенденциями развития системы среднего профессионального образования становятся: выявление и продвижение новых и перспективных профессий и специальностей, входящих в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, развитие региональных систем СПО, способствующее укреплению профессиональных образовательных организаций и повышению престижа рабочих профессий и специальностей, удовлетворению профессиональных запросов молодого поколения и обеспечению региональной экономики квалифицированными кадрами.
2 В данном контексте изучение исторического и педагогического опыта, тенденций и особенностей становления системы профессионального образования в России, этапов развития профессиональной подготовки специалистов среднего звена имеет теоретическое и научно-практическое значение для прогнозирования результатов и построения эффективных моделей управления качеством среднего профессионального образования [5].
3 Это связывается с тем, что, как отмечают многие исследователи, содержание профессионального образования и его целевые установки отражают приоритетные идеи каждого этапа развития общества и государства [9].
4 Рассмотрение среднего профессионального образования как целостной системы опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, касающиеся исторического базиса его становления (Е. А. Иуков, Р. И. Нуретдинов, Н. А. Ражова, А. В. Скоробогатов и др.), повышения качества современной подготовки специалистов среднего звена (Н. И. Натус, Л. В. Резинкина, Г. А. Чередниченко, А. И. Шабалин и др.), реформирования региональных систем профессионального образования (Т.М. Аминов, Р.М. Асадуллин, Т. Р. Юсупов и др.).
5 Специалистом в области разработки проблем качества среднего профессионального образования Л.В. Резинкиной подчеркивается значительное продвижение в решении данной проблемы в сфере государственной политики и региональной практики и раскрывается проблемное поле развития этой системы. К позитивным решениям в этой области автор относит: построение дуальных систем подготовки специалистов, формирование проектной культуры, цифровизацию, внедрение интерактивных и дистанционных форм обучения и др. [10]. Однако это только признаки модернизации, конкретные пути её достижения пока только нащупываются. Поэтому появилась необходимость решения научной задачи – поиска путей преодоления отставания качества среднего профессионального образования от зарубежных аналогов. Сегодня появляются исследователи-практики, которые поднимают научную проблему внедрения новых инструментов оценивания качества подготовки современных специалистов на уровне СПО.

views: 247

Readers community rating: votes 0

1. Aminov T. M., Asadullin R. M. Periodizatsiya razvitiya nachal'nogo i srednego tekhnicheskogo i remeslennogo obrazovaniya Bashkortostana // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 3. S. 148–171. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-148-171

2. Igtisamova G. R., Vakhitova R. R. Otkrytie professional'nykh shkol pri kazennykh predpriyatiyakh Rossii v XVIII veke // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 2. S. 175-179.

3. Narodnoe khozyajstvo SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941—1945 gg.: statisticheskij sbornik. M.: Informatsionno-izdatel'skij tsentr, 1990. 235 c.

4. Neustroeva A. N. Iz istorii professional'noj podgotovki uchitel'nits nachal'nykh klassov v zhenskikh gimnaziyakh Yakutii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3. S. 210-215.

5. Nuretdinov R. I. Stanovlenie i razvitie srednego professional'nogo obrazovaniya Rossii // Chelovek i obrazovanie. 2021. №1 (66). S. 151-156.

6. Obrazovanie v kontse 20 veka // Bol'shaya rossijskaya ehntsiklopediya. Tom Rossiya. M., 2004. S. 683-686.

7. Obrazovanie v Rossijskoj Federatsii: 2010: statisticheskij sbornik. M.: GUVShEh, 2010. 492 s.

8. Obrazovanie v tsifrakh: 2019. M.: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ehkonomiki», 2019. 97 s.

9. Razhova N.A. Istoriya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Molodoj uchenyj. 2019. № 25 (263). S. 429-431.

10. Rezinkina L. V. Formirovanie proektnoj kul'tury buduschikh spetsialistov v usloviyakh modernizatsii SPO // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2020. № 13(67). S. 26-28.

11. Rossiya 1913 god. Statistiko-dokumental'nyj spravochnik. SPb.: Rossijskaya Akademiya Nauk. Institut Rossijskoj istorii, 1995. 415 s.

12. Skorobogatov A.V., Iukov E.A. Istoriya stanovleniya i razvitiya professional'nogo obrazovaniya v Rossii (XVIII-XX vv.) [Ehlektronnyj resurs] // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. №2 (26). S.181-185.

13. Sopin V.I., Batarshev A.V. Institut professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya RAO v razvitii metodologii i praktiki otechestvennoj professional'noj shkoly // Chelovek i obrazovanie. 2013. №3 (36). S. 15-20.

14. Filonenko V.I., Mosienko O.S., Magranov A.S. Predstavleniya studencheskoj molodezhi o professional'nom vybore //Voprosy obrazovaniya. 2020. № 1. S. 283-301.

15. Cherednichenko G.A. Rossijskaya molodezh' v sisteme obrazovaniya: ot urovnya k urovnyu // Voprosy obrazovaniya. 2017. №3 S. 152-182.

16. Shkoly vzroslykh // Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya: [v 30 t.] / gl. red. A. M. Prokhorov. 3-e izd. M.: Sovetskaya ehntsiklopediya, 1969-1978.

17. Shabalin A.I. Sistema srednego professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federatsii v 2005-2030 gg.: vliyanie demograficheskikh faktorov // Fakty obrazovaniya. 2017. №4 (13). 28 c.

18. Yusupov T.R. Formirovanie korpusa industrial'nykh kadrov v Checheno-Ingushetii v 1960-1980 gody // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015. T. 7. № 3. S. 66-69.

Система Orphus

Loading...
Up