Organization of the pedagogical process in the Safonovo boarding school in Smolensk region in the perspective of A.S. Makarenko’s ideas

 
PIIS181570410019801-6-1
DOI10.54884/S181570410019801-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Occupation: Head of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages152-156
Abstract

The article deals with the organization of the pedagogical process in Safonovo boarding school in Smolensk region, opened in 1960, in the perspective of the ideas of an outstanding teacher and writer A.S. Makarenko. The article analizes labor education as the main component of the pedagogical process in the boarding school taking into account the psychological and pedagogical attitudes of A.S. Makarenko. The authors present the experience of the boarding school in preparing students for independent life in society.

Keywordspupils; pedagogical process; Smolensk region; labor; boarding school, A.S. Makarenko; A.E. Kondratenkov
Received18.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters14204
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Специальными интернатными учреждениями в ходе педагогического процесса осуществляется развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни. При этом педагогические коллективы активно возвращаются к наследию выдающихся педагогов прошлого, в частности к принципу А.С. Макаренко воспитания личности в коллективе и через коллектив [5, с. 91]. Важное значение получают востребованность творческого, содержательного и методического потенциала советского воспитания, анализ теоретических разработок и прикладных методов процесса социализации ребенка. Как отмечает М.В. Богуславский, «… происходит актуализация потенциала историко-педагогического знания, усиление его востребованности современным российским образованием и повышение действенности влияния на образовательную политику. происходит закономерная актуализация всей ретроспективной национально-патриотической проблематики, идейно-теоретического и научного потенциала советской педагогики» [1, с. 3].
2 В 1956 г. было принято решение о сокращении детских домов и строительстве школ-интернатов [7, с. 16]. Одним из крупнейших в стране учреждений данного типа являлась Сафоновская школа-интернат Смоленской области, открытая в марте 1960 года. Руководил ею незаурядный педагог А.Е. Кондратенков. Много лет он сам учительствовал в сельской школе, кропотливо и вдумчиво занимался воспитанием детей и молодёжи.
3 Необходимо отметить, что А.Е. Кондратенков начал свою работу в школе-интернате с изучения сложившегося опыта работы воспитателей детей раннего и дошкольного возраста, школ и школ-интернатов Смоленской области, Москвы, Киева, Донецка и других городов, с анализа специальной педагогической литературы. За основу организации учебно-воспитательной работы Сафоновской школы-интерната педагог взял идеи А.С. Макаренко, который в своей «Педагогической поэме» показал, что «воспитательный коллектив, коллективная организация жизни и деятельности воспитанников – это самый эффективный метод воспитания личности, индивидуальности каждого ребенка… Правильно воспитывать коллектив – это значит окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежегодно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день» [4, с. 130].
4 Данная идея А.С. Макаренко нашла свое отражение при организации педагогического процесса Сафоновской школы-интерната, важнейшей составной частью которого явился труд, и выразилась у А.Е. Кондратенкова в следующей формуле: коллектив отвечает за каждого. Эта формула подробно рассмотрена в труде А.Е. Кондратенкова «Коллектив отвечает за каждого» (1967), который стал важной методологической основой для организации учебно-воспитательной работы в системе интернатных учреждений на Смоленщине и по всей нашей стране. Необходимо подчеркнуть, что именно трудовое воспитание помогло А.Е. Кондратенкову и его коллегам создать дружную семью воспитанников, наполнив их жизнь глубоким содержанием, радостью творчества.

views: 279

Readers community rating: votes 0

1. Boguslavskij M.V. Vse nachinaetsya s uchitelya // Uchitel' i ego formirovanie: istoricheskij opyt peredachi obrazovannosti i kul'tury: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – XXXI sessii Nauch. soveta po problemam istorii obrazovaniya i ped. nauki Ros. akad. obrazovaniya. Tver', 6-7 iyunya 2016 g. - Volgograd: Otrok, 2016. - C. 5-6.

2. Kondratenkov A.E. Vazhnejshaya sostavnaya chast' pedagogicheskogo protsessa // Shkola-internat. – 1962. – № 6. – S. 12-18.

3. Kondratenkov A.E. Kollektiv otvechaet za kazhdogo. – M.: Prosveschenie, 1967. – 284 s.

4. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poehma / sost., vstup. st., primech., komment. S. Nevskaya. – M.: ITRK, 2003. – 736 s.

5. Nevskaya S.S. A.S. Makarenko o pedagogicheskom vzaimodejstvii sem'i i shkoly // Pedagogika. - 2013. - № 9. - S. 90-94.

6. Otchet o sostoyanii uchebno-vospitatel'noj raboty v shkole-internate za 1962-63 uch. god [iz fondov muzeya Safonovskoj shkoly-internata]. - 90 s.

7. Khruschev N.S. Doklad na zakrytom zasedanii XX s'ezda KPSS. 24-25 fevralya // Khruschev o Staline: sbornik dokumentov / A. Serebrennikov. - N'yu-Jork: Teleks, 1988. - 95 s.

Система Orphus

Loading...
Up