Students' own questions as a condition for effective learning for elderly people

 
PIIS181570410019628-5-1
DOI10.54884/S181570410019628-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Expert
Affiliation: Interactive Questioning Laboratory
Address: Ukraine, Kharkov
Occupation: Senior Researcher of Laboratory of Individualization and Continuing Education
Affiliation: Moscow City Pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages129-136
Abstract

The article is based on two years of experience in using interactive questioning methods for working with students of the "Silver University" (Moscow City University). The article analyzes the features of adult learning and substantiates the effectiveness of using methods that help students raise questions (both regarding the educational content and their own goals and plans) and discuss these questions with other members of the study group. Student attitudes to raising and discussing of their own questions and their understanding of the role of questions for learning were investigated. The result of this study is analyzed and discussed.

Keywordsadult education, own questions, interactive questioning, transformative learning theory, question, questioning
Received08.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters17809
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Образование для взрослых (adult education) за несколько последних десятилетий стало одним из наиболее обсуждаемых направлений педагогики. Особое место в нем в силу своей новизны занимает образование людей предпенсионного и пенсионного возраста (third age education). Общепризнанно, что методики и форматы обучения людей этого возраста должны отличаться от привычного обучения выпускников школы. Поиск адекватных этому возрасту методов и форм организации занятий продолжает оставаться одной из проблем педагогики «третьего возраста». Различные страны экспериментируют с разными моделями и учебными программами «университетов третьего возраста». Целью данной работы является анализ возможности и эффективности использования интерактивного вопрошания [2] как метода обучения в «Серебряном университете».
2 Особенности взрослых учащихся и вытекающие из них требования к обучению. Ряд характеристик взрослых учащихся выделил в 80-е годы прошлого века американский педагог Малколм Ноулз, один из ведущих специалистов в области обучения взрослых [12]. Согласно его исследованиям взрослых учащихся отличает в первую очередь их большая самостоятельность: понимание своих учебных целей, желание и готовность включаться в организацию учебного процесса. Ноулз рекомендует в связи с этим дать им возможность выбирать, каким темам они будут уделять особое внимание в обучении, и поддерживать рефлексию ими своих познавательных интересов и их обсуждение на занятиях.
3 Другой важнейшей характеристикой является большой багаж накопленных ими за предыдущую жизнь знаний и жизненного (в том числе профессионального) опыта [14]. На это же, опираясь на опыт своего преподавания в «Серебряном университете», указывает первый разработчик его проекта и впоследствии его научный руководитель Александр Левинтов [5]. В связи с этим формат занятий должен поддерживать актуализацию и использование знаний слушателей. Преподаватель должен помочь им установить связь нового материала с имеющимися у них знаниями и опытом. Очевидно, что это является очень нетривиальной задачей для преподавателя, привыкшего иметь дело с выпускниками школы. Эта задача еще более усложняется тем, что в учебной группе «третьего возраста» вместе учатся люди с совершенно различным базовым образованием и опытом деятельности.
4 Также принципиально важна для людей этого возраста возможность использования полученных знаний. Они хотят понимать, как содержание обучения может служить достижению имеющихся у них целей, как оно может быть использовано в их нынешней ситуации. Особенно важно это для учащихся «третьего возраста», они не готовы учиться «про запас».
5 Еще одним важным аспектом обучения взрослых является их стремление и готовность не только приобретать новые знания и включать их в имеющийся опыт, но и задумываться над смыслом этого опыта и своих нынешних действий. На этот аспект обратил внимание в конце 70-х годов прошлого века Джек Мезиров, американский специалист по обучению взрослых и создатель теории преобразующего обучения (transformative learning theory) [11]. Вслед за Юргеном Хабермасом он различил инструментальное обучение, направленное на получение достоверных знаний и средств деятельности, и коммуникативное обучение, направленное на понимание контекстов и рамок рассмотрения проблемы у собеседников, в том числе своих собственных. Хабермас подчеркивал ценность коммуникативного обучения в современных условиях, поскольку оно освобождает человека от власти догм и авторитетов и создает условия для достижения разумного консенсуса между носителями разных представлений и ценностей.

views: 277

Readers community rating: votes 0

1. Danilova V. L., Elizarova E. M., Karastelev V. E. Interaktivnoe voproshanie kak odna iz tekhnologij sovremennogo obrazovaniya // Interaktivnoe obrazovanie. – 2020. – №2. – S. 13–20.

2. Danilova V. L., Karastelev V. E. Iskusstvo raboty s voprosami – gramotnost' XXI veka // Idei i idealy. – 2018. – № 2, t. 2. – S. 113–127.

3. Karastelev V. E. V chem sostoit sovremennaya kul'tura voproshaniya? Kak nauchit' stavit' sobstvennye voprosy, a ne zaimstvovat' chuzhie? // Sovremennoe obrazovanie. – 2018. – № 4. – S. 104–118.

4. Karastelev V. E. Vyraschivanie prostranstva svobody i otvetstvennosti s pomosch'yu interaktivnogo voproshaniya kak otvet na vyzov sovremennoj obrazovatel'noj situatsii dlya lyudej «serebryanogo» vozrasta // T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: obrazovatel'naya situatsiya i t'yutorskaya deyatel'nost'. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 29-30 oktyabrya 2019 g. – M.: Resurs, 2019. – S. 36–42.

5. Levintov A. E. Filosofiya starosti [data opublikovaniya 01.05.2020] // Literaturno-khudozhestvennyj zhurnal «Sem' iskusstv» №4: [sajt] [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://litbook.ru/article/14200/ (data obrascheniya 08.05.2021).

6. Prytkov V. P. Vopros i otvet // Sovremennyj filosofskij slovar': [sajt] [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://encyclopedia_philosophy.academic.ru/69/VOPROS_i_OTVET (data obrascheniya 08.05.2021).

7. Rozin V. M. Chto takoe voproshanie: suschnost' i tipy? // Pedagogika i prosveschenie. – 2016. – № 2 (22). – S. 159–165.

8. Belnap N. and Steel T. The Logic of Questions and Answers, New Haven: Yale University Press. 1976. 176 r.

9. Rothstein D. and Santana L. Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions. Harvard Education Press, 6th edition, 2015.

10. Dillon J. T. Questioning and Teaching. A Manual of Practice, 2004, 208 p.

11. Kitchenham A. The Evolution of John Mezirow’s Transformative Learning Theory // Journal of Transformative Education. – 2008. V. 6, N. 2, pp. 104 – 123.

12. Knowles M. The Adult Learner: A Neglected Species (3rd Ed.). Houston, TX: Gulf Publishing. – 1984.

13. Kokkos A. The challenges of adult education in the modern world // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015, pp. 19 – 24

14. Lieb S. Principles of Adult Learning. Phoenix, AZ Vision-South Mountain Community College. - 1991.

15. Mezirov J. An Overview of Transformative Learning. In Knud Illeris (ed.) Contemporary Theories of Learning: Learning Theorists – In Their Own Words. - 2009.

Система Orphus

Loading...
Up