Собственные вопросы слушателей как условие эффективного обучения в «серебряном» возрасте

 
Код статьиS181570410019628-5-1
DOI10.54884/S181570410019628-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Специалист
Аффилиация: Лаборатория интерактивного вопрошания
Адрес: Украина, Харьков
Должность: Старший научный сотрудник Лаборатории индивидуализации и непрерывного образования
Аффилиация: Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы129-136
Аннотация

Статья опирается на двухлетний опыт использования методов интерактивного вопрошания в работе со слушателями «Серебряного университета» Московского городского педагогического университета. В статье анализируются особенности обучения взрослых, и обосновывается эффективность использования в «Серебряном университете» методов, помогающих слушателям ставить вопросы (как относительно учебного содержания, так и относительно собственных целей и планов) и обсуждать эти вопросы с другими участниками учебной группы. Обсуждаются результаты исследования отношения студентов этого возраста к работе с собственными вопросами и понимания ими роли вопросов в усвоении учебного содержания.

Ключевые словавопрос, вопрошание, обучение взрослых, собственные вопросы, интерактивное вопрошание, теория преобразующего обучения
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ГАОУ ВО МГПУ на 2020-2021 годы по теме «Научно-методическое обеспечение использования возможностей Академии серебряных наставников и Студенческой академии тьюторов в достижении обучающимися, студентами современных результатов образования».
Получено08.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов17809
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Образование для взрослых (adult education) за несколько последних десятилетий стало одним из наиболее обсуждаемых направлений педагогики. Особое место в нем в силу своей новизны занимает образование людей предпенсионного и пенсионного возраста (third age education). Общепризнанно, что методики и форматы обучения людей этого возраста должны отличаться от привычного обучения выпускников школы. Поиск адекватных этому возрасту методов и форм организации занятий продолжает оставаться одной из проблем педагогики «третьего возраста». Различные страны экспериментируют с разными моделями и учебными программами «университетов третьего возраста». Целью данной работы является анализ возможности и эффективности использования интерактивного вопрошания [2] как метода обучения в «Серебряном университете».
2 Особенности взрослых учащихся и вытекающие из них требования к обучению. Ряд характеристик взрослых учащихся выделил в 80-е годы прошлого века американский педагог Малколм Ноулз, один из ведущих специалистов в области обучения взрослых [12]. Согласно его исследованиям взрослых учащихся отличает в первую очередь их большая самостоятельность: понимание своих учебных целей, желание и готовность включаться в организацию учебного процесса. Ноулз рекомендует в связи с этим дать им возможность выбирать, каким темам они будут уделять особое внимание в обучении, и поддерживать рефлексию ими своих познавательных интересов и их обсуждение на занятиях.
3 Другой важнейшей характеристикой является большой багаж накопленных ими за предыдущую жизнь знаний и жизненного (в том числе профессионального) опыта [14]. На это же, опираясь на опыт своего преподавания в «Серебряном университете», указывает первый разработчик его проекта и впоследствии его научный руководитель Александр Левинтов [5]. В связи с этим формат занятий должен поддерживать актуализацию и использование знаний слушателей. Преподаватель должен помочь им установить связь нового материала с имеющимися у них знаниями и опытом. Очевидно, что это является очень нетривиальной задачей для преподавателя, привыкшего иметь дело с выпускниками школы. Эта задача еще более усложняется тем, что в учебной группе «третьего возраста» вместе учатся люди с совершенно различным базовым образованием и опытом деятельности.
4 Также принципиально важна для людей этого возраста возможность использования полученных знаний. Они хотят понимать, как содержание обучения может служить достижению имеющихся у них целей, как оно может быть использовано в их нынешней ситуации. Особенно важно это для учащихся «третьего возраста», они не готовы учиться «про запас».
5 Еще одним важным аспектом обучения взрослых является их стремление и готовность не только приобретать новые знания и включать их в имеющийся опыт, но и задумываться над смыслом этого опыта и своих нынешних действий. На этот аспект обратил внимание в конце 70-х годов прошлого века Джек Мезиров, американский специалист по обучению взрослых и создатель теории преобразующего обучения (transformative learning theory) [11]. Вслед за Юргеном Хабермасом он различил инструментальное обучение, направленное на получение достоверных знаний и средств деятельности, и коммуникативное обучение, направленное на понимание контекстов и рамок рассмотрения проблемы у собеседников, в том числе своих собственных. Хабермас подчеркивал ценность коммуникативного обучения в современных условиях, поскольку оно освобождает человека от власти догм и авторитетов и создает условия для достижения разумного консенсуса между носителями разных представлений и ценностей.

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. Данилова В. Л., Елизарова Е. М., Карастелев В. Е. Интерактивное вопрошание как одна из технологий современного образования // Интерактивное образование. – 2020. – №2. – С. 13–20.

2. Данилова В. Л., Карастелев В. Е. Искусство работы с вопросами – грамотность XXI века // Идеи и идеалы. – 2018. – № 2, т. 2. – С. 113–127.

3. Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? // Современное образование. – 2018. – № 4. – С. 104–118.

4. Карастелев В. Е. Выращивание пространства свободы и ответственности с помощью интерактивного вопрошания как ответ на вызов современной образовательной ситуации для людей «серебряного» возраста // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Международной научно-практической конференции 29-30 октября 2019 г. – М.: Ресурс, 2019. – С. 36–42.

5. Левинтов А. Е. Философия старости [дата опубликования 01.05.2020] // Литературно-художественный журнал «Семь искусств» №4: [сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://litbook.ru/article/14200/ (дата обращения 08.05.2021).

6. Прытков В. П. Вопрос и ответ // Современный философский словарь: [сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://encyclopedia_philosophy.academic.ru/69/ВОПРОС_и_ОТВЕТ (дата обращения 08.05.2021).

7. Розин В. М. Что такое вопрошание: сущность и типы? // Педагогика и просвещение. – 2016. – № 2 (22). – С. 159–165.

8. Belnap N. and Steel T. The Logic of Questions and Answers, New Haven: Yale University Press. 1976. 176 р.

9. Rothstein D. and Santana L. Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions. Harvard Education Press, 6th edition, 2015.

10. Dillon J. T. Questioning and Teaching. A Manual of Practice, 2004, 208 p.

11. Kitchenham A. The Evolution of John Mezirow’s Transformative Learning Theory // Journal of Transformative Education. – 2008. V. 6, N. 2, pp. 104 – 123.

12. Knowles M. The Adult Learner: A Neglected Species (3rd Ed.). Houston, TX: Gulf Publishing. – 1984.

13. Kokkos A. The challenges of adult education in the modern world // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015, pp. 19 – 24

14. Lieb S. Principles of Adult Learning. Phoenix, AZ Vision-South Mountain Community College. - 1991.

15. Mezirov J. An Overview of Transformative Learning. In Knud Illeris (ed.) Contemporary Theories of Learning: Learning Theorists – In Their Own Words. - 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх