Переосмысление поэзии Браунингов на страницах неовикторианских романов

 
Код статьиS160578800028329-7-1
DOI10.31857/S160578800028329-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького
Адрес: Россия, 121069, Москва, ул. Поварская 25а
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 5
Страницы78-86
Аннотация

В современном англоязычном неовикторианском романе (А.С. Байетт, Питер Кэри, Мэгги Пауэр, Лора Фиш и др.) важная роль отводится отголоскам из английской поэзии XIX в. – и в частности, жанру “драматического монолога&8j1; (dramaticmonologue; индивидуально-авторский жанр, родоначальниками которого считаются Роберт Браунинг и Альфред Теннисон). В литературоведении нашего времени термином “драматический монолог&8j1; обозначают оформленную стихами речь персонажа, страдающего психическим расстройством и пытающимся соединить откровенность исповеди с искусством спора и соблазнений. Этот монолог обычно адресован другому персонажу – молчаливому собеседнику, перед которым говорящий в порыве красноречия обнаруживает неприглядные стороны своих извращенных проступков или своего характера. В викторианской поэзии XIX в. в драматическом монологе фигурировали те же маргинальные персонажи, которые заполоняли собой и сенсационные романы. В статье уделено внимание приемам включения драматических монологов в романы “Обладать&8j1; (1990) А.С. Байетт и “Странная мелодия&8j1; (2008) Лоры Фиш. Наряду с использованием объемных цитат из Р. Браунинга и Э. Баррет-Браунинг (XIX в.), авторы романов конца ХХ в. – начала XXI в. создают собственные, поэтические и прозаические, вариации драматических монологов. Особый исследовательский интерес вызывает сопоставление викторианских и неовикторианских художественных подходов к критериям “нормальности&8j1;, к механизмам оправдательной риторики, к приемам аргументации.

Ключевые слованеовикторианский роман XX–XXI вв., жанр драматического монолога, Роберт Браунинг, Элизабет Баррет-Браунинг, индивидуально-авторские жанры, “поток самозабытьяˮ и “поток самооправданийˮ, тирада одержимого, медиумизм, переиначивание истории, поэтическая вольность, поэтика логических ошибок
Источник финансированияСтатья выполнена по гранту Правительства Российской Федерации (соглашение № 23-28-00989 от 14.06.2022, срок реализации 2023–2024 гг.); проект “Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретацииˮ.
Получено22.01.2024
Дата публикации29.01.2024
Кол-во символов25280
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 64

Оценка читателей: голосов 0

1. Langbaum, Robert. The Poetry of Experience: The Dramatic Monologue in Modern Literary Tradition. New York: Random House, 1957. 246 p.

2. Hadley, Louisa. Neo-Victorian Fiction and Historical Narrative: The Victorians and Us. (p. 181). Basingstoke (UK), Palgrave Macmillan, 2010. Kindle Edition.

3. Gutleben, Christian. Nostalgic Postmodernism: The Victorian Tradition and the Contemporary British Novel. Amsterdam & N.Y.: Rodopi, 2001. 248 p.

4. Kohlke, Marie-Luise. Introduction: Speculations in and on the Neo-Victorian Encounter. Neo-Victorian Studies, 2008, Vol. 1, p. 1–18.

5. Потницева Т.Н. Современные импровизации на викторианскую тему: Поиски культурной идентичности // Филология в системе современного университетского образования. 2002. Вып. 5. С. 62–67. Электр. версия: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/potniceva-improvizacii-na-viktorianskuyu-temu.htm [Potnitseva, T.N. Sovremennyye improvizatsii na viktorianskuyu temu: Poiski kulturnoy identichnosti [Contemporary Improvisations on a Victorian Theme: The Search for Cultural Identity]. Filologiya v sisteme sovremennogo universitetskogo obrazovaniya [Philology in the System of Modern University Education]. 2002. Iss. 5, pp. 62–67. (In Russ.)]

6. Муратова Я.Ю. Опыт реконструкции викторианского мира в произведениях А.С. Байетт // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 507–549. [Muratova, Ya.Yu. Opyt rekonstruktsii viktorianskogo mira v proizvedeniyakh A.S. Bayyett [The Experience of Reconstructing the Victorian World in the Works of A.S. Byatt]. Angliyskaya literatura ot XIX v. k XX, ot XX k XIX: problema vzaimodeystviya literaturnykh epoch [English Literature from the 19th Century to 20th, from 20th to 19th: the Problem of Interaction of Literary Eras]. Gen. ed. A.P. Sarukhanyan, M.I. Sverdlov. Moscow, IMLI RAN Publ., 2009, pp. 507–549. (In Russ.)]

7. Скороходько Ю.С. Неовикторианский роман младшего поколения: Поэтика и жанровые разновидности. М.: Флинта; Наука, 2018. 376 с. [Skorokhodjko, Yu.S. Neoviktorianskiy roman mladshego pokoleniya: Poetika i zhanrovyye raznovidnosti [The neo-Victorian Novel of the Younger Generation: Poetics and Genre Varieties]. M.: Flinta; Nauka Publ., 2018. 376 p. (In Russ.)]

8. Толстых О.А. Неовикторианский роман в английской литературе конца ХХ века (на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа). Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012. 141 с. (Tolstykh, O.A. Neoviktorianskiy roman v angliyskoy literature kontsa XX veka (na materiale romanov A.S. Bayyett i D. Lodzha [The Neo-Victorian Novel in English Literature of the late 20th Century (On the Basis of the Novels by A.S. Byatt and D. Lodge)]. Chelyabinsk, Ed. Center of SUSU Publ., 2012. 141 p. (In Russ.)]

9. Зусева-Озкан В.Б. Префикс “нео-ˮ в культурной и научной рефлексии // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 4. С. 28–43. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43. [Zuseva-Özkan, V.B. Prefiks ‘neo-’ v kulturnoi i nauchnoi refleksii [Prefix “Neo” in the Cultural and Scientific Reflection]. Studia Litterarum. 2019, Vol. 4, No. 4, pp. 28–43. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-4-28-43) (In Russ.)]

10. Pearsall, Cornelia D. The dramatic monologue. The Cambridge Companion to Victorian Poetry. Ed. J. Bristow. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000. P. 67–88.

11. Hughes, Linda K. Dramatic Monologue. The Cambridge Introduction to Victorian Poetry. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. P. 15–21.

12. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Ленинград: Изд. Ленинградского университета, 1967. 228 с. [Klimenko, E.I. Tvorchestvo Roberta Brauninga [On the works of Robert Browning]. Leningrad, Leningrad University Publ., 1967. 228 p. (In Russ.)]

13. Curry, Samuel Silas. Browning and the Dramatic Monologue: Nature and Interpretation of an Overlooked Form of Literature. Boston: Expression Co., 1908. 308 p.

14. Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика композиции в “биографиях душиˮ У. Вордсворта и В. Вулф: “моменты виденияˮ // Английская литература от XIX в. к ХХ, от ХХ к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 84–113. [Haltrin-Khalturina, E.V. Poetika kompozitsii v “biografiyakh dushi” U. Vordsvorta i V. Vulf: “momenty videniya” [A Poetics of Composition in the ‘Biographies of the Mind’ by W. Wordsworth and V. Woolf: ‘Moments of Vision’]. Angliyskaya literatura ot XIX v. k XX, ot XX k XIX: problema vzaimodeystviya literaturnykh epoch [English Literature from the 19th Century to 20th, from 20th to 19th: The Problem of Interaction of Literary Eras]. Gen. ed. A.P. Sarukhanyan, M.I. Sverdlov. Moscow, IMLI RAN Publ., 2009, pp. 84–113. (In Russ.)]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх