Особенности методической деятельности преподавателя современного медицинского вуза

 
Код статьиS181570410019612-8-1
DOI10.54884/S181570410019612-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Методолог центра развития образовательной среды
Аффилиация: ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы111-115
Аннотация

В статье рассматриваются изменения в методической деятельности преподавателя современного вуза, обусловленные появлением новых форматов организации высшего медицинского образования и использованием в образовательном процессе современных методик обучения; представлен анализ результатов исследования, посвященного поиску новых форм повышения квалификации для преподавателя, работающего в Институте медицинского образования Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ключевые слова методическая деятельность преподавателя, новый формат организации высшего медицинского образования, современные методики, повышение квалификации преподавателя
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов11353
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В условиях современных характеристик образования, таких как нелинейность, модульность, вариативность, а также появления новых форматов организации высшего образования происходят изменения в профессиональной деятельности преподавателя современного вуза. Возрастают требования к его педагогической, информационной и методической компетентности. Постоянные изменения нормативно-распорядительных документов увеличивают объем методической работы и требуют от преподавателя не только регулярного обновления образовательной программы, но и обеспечения инновационных изменений при её реализации.
2 Медицинское образование, как и вся система высшего образования в России, находится в состоянии постоянного развития. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, 51 образовательное учреждение высшего образования осуществляет подготовку специалистов для практического здравоохранения 1.
3 Важным этапом реализации образовательной программы по специальности «Лечебное дело» является клиническая подготовка, включающая практическое обучение. Именно во время практического этапа обучения в университетских клиниках студенты начинают общаться с пациентами. Отметим, что общение является базовой составляющей в профессиональной деятельности врача, поэтому очень важно сформировать у обучающегося такое качество, как эмпатия. Большой медицинский словарь определяет эмпатию как «ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека (empathia; эм- + греч. pathos чувство, переживание)» [2]. Эмпатический способ общения имеет несколько составляющих компонентов.
4 Так, Карло Лаццари в своем исследовании 3 выделяет следующие категории эмпатического общения с пациентом:
  • слушание как понимание и активное внимание к эмоциям и проблемам пациента;
  • раскрытие чувств пациентов с помощью открытых вопросов;
  • прогнозирование как составление возможного межличностного сценария;
  • проверка как выяснение правильности гипотезы врача о том, что чувствует пациент;
  • рефрейминг (англ. frame-рамка) как рассмотрение проблемы с другой стороны, переоценка значения события с отрицательной позиции на положительную;
  • метафоризация как использование сравнения для объяснения сложной медицинской информации;
  • консультация как рекомендация желаемого образа жизни;
  • резюме как обобщение всего, что было сказано и понято.
5 Выделенные компоненты эмпатического общения являются главными составляющими успешной деятельности врача любой специальности, поэтому формирование навыков такого общения является одним из основных при подготовке студентов медицинских вузов. Однако если раньше процесс формирования навыков взаимодействия «врач-пациент» происходил во время участия студентов медицинских вузов во врачебных обходах, то в настоящее время появились существенные ограничения при его организации. Такими ограничениями могут выступать:
  1. Отказ пациента от общения со студентами.
  2. Отсутствие пациентов со стандартным течением наиболее важных заболеваний.
  3. Субъективность оценивания навыков общения с реальным пациентом.

всего просмотров: 356

Оценка читателей: голосов 0

1. Сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/informatsiya-o-podvedomstvennyh-ministerstv-zdravoohraneniya-rossii-organizatsiyah (дата обращения: 24.11.2020).

2. Большой медицинский словарь Электронный ресурс. – URL: https://rus-big-medical.slovaronline.com (дата обращения: 24.11.2020).

3. Lazzari C. Communication skills training for health care professionals. What is it all about?/ Carlo Lazzari // Medical Teacher. – 2013. – Vol. 35. – Is. 8. – P. 700-701.

4. Стандартизированный пациент как ключевое звено оценки профессиональной пригодности выпускника медицинского вуза: введение в проблему / А. А. Попов, О. В. Теплякова, Е. В. Дьяченко [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 20–27.

5. Стандартизированный пациент / С. А. Булатов, А. Н. Архипов, Т. А. Кузнецова // Специалист медицинского симуляционного обучения [Электронный ресурс]. - Москва, 2016 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35363270 (дата обращения: 24.11.2020).

6. Карась С. И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы) // Бюллетень сибирской медицины. – 2020. – Том 19. – № 1. – С.140–149.

7. Семенова Т. В., Балкизов З. З. Глоссарий терминов в области медицинского образования: Медицинское образование и профессиональное развитие [Электронный ресурс]. / URL: http://www.medobr.ru/ru/pages/glossary.html?SSr=1301343ef522ffffffff27c__07e40c05160d29-1e57 (дата обращения: 24.11.2020).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, утвержденный приказ от 9 февраля 2016 г. № 988: Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/news/21/4788/ (дата обращения: 24.11.2020).

9. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2020. – Т. 11. – № 3. – С. 41-54.

10. Адонина Н. П. Кейс-метод: история появления и развития / [Электронный ресурс]: форум - Интернет-форум в рамках Всероссийской научной педагогической олимпиады аспирантов на тему: Современные педагогические исследования: взгляд в историю [Электронный ресурс]. – URL: http://aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-96 (дата обращения: 24.11.2020).

11. Закревская С. Б. Национальный медицинский исследовательский центр как современный формат организации высшего медицинского образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн // The Emissia. Offline Letters. – 2020. – № 9. – 2872 р. [Электронный ресурс]. – URL: http://emissia.org/offline/2020/2872.htm (дата обращения: 24.11.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх