Features of methodological activity of a modern medical university teacher

 
PIIS181570410019612-8-1
DOI10.54884/S181570410019612-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Methodologist of Center for the Development of Educational Environment
Affiliation: Almazov National Medical Research Centre
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages111-115
Abstract

The article discusses changes in the methodological activities of a modern university teacher due to the emergence of new formats for organizing higher medical education and use of modern teaching methods in the educational process; describes the methods that allow to prepare the student for communication with a real patient and form the ability to carry out a critical analysis of problem situations; presents an analysis of the results of a study devoted to the search for new forms of professional development for a teacher working at the Almazov Center.

Keywordsmethodical activity of the teacher, new format of the organization of higher medical education, modern methods, teacher’s in-service training
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters11353
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В условиях современных характеристик образования, таких как нелинейность, модульность, вариативность, а также появления новых форматов организации высшего образования происходят изменения в профессиональной деятельности преподавателя современного вуза. Возрастают требования к его педагогической, информационной и методической компетентности. Постоянные изменения нормативно-распорядительных документов увеличивают объем методической работы и требуют от преподавателя не только регулярного обновления образовательной программы, но и обеспечения инновационных изменений при её реализации.
2 Медицинское образование, как и вся система высшего образования в России, находится в состоянии постоянного развития. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, 51 образовательное учреждение высшего образования осуществляет подготовку специалистов для практического здравоохранения 1.
3 Важным этапом реализации образовательной программы по специальности «Лечебное дело» является клиническая подготовка, включающая практическое обучение. Именно во время практического этапа обучения в университетских клиниках студенты начинают общаться с пациентами. Отметим, что общение является базовой составляющей в профессиональной деятельности врача, поэтому очень важно сформировать у обучающегося такое качество, как эмпатия. Большой медицинский словарь определяет эмпатию как «ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека (empathia; эм- + греч. pathos чувство, переживание)» [2]. Эмпатический способ общения имеет несколько составляющих компонентов.
4 Так, Карло Лаццари в своем исследовании 3 выделяет следующие категории эмпатического общения с пациентом:
  • слушание как понимание и активное внимание к эмоциям и проблемам пациента;
  • раскрытие чувств пациентов с помощью открытых вопросов;
  • прогнозирование как составление возможного межличностного сценария;
  • проверка как выяснение правильности гипотезы врача о том, что чувствует пациент;
  • рефрейминг (англ. frame-рамка) как рассмотрение проблемы с другой стороны, переоценка значения события с отрицательной позиции на положительную;
  • метафоризация как использование сравнения для объяснения сложной медицинской информации;
  • консультация как рекомендация желаемого образа жизни;
  • резюме как обобщение всего, что было сказано и понято.
5 Выделенные компоненты эмпатического общения являются главными составляющими успешной деятельности врача любой специальности, поэтому формирование навыков такого общения является одним из основных при подготовке студентов медицинских вузов. Однако если раньше процесс формирования навыков взаимодействия «врач-пациент» происходил во время участия студентов медицинских вузов во врачебных обходах, то в настоящее время появились существенные ограничения при его организации. Такими ограничениями могут выступать:
  1. Отказ пациента от общения со студентами.
  2. Отсутствие пациентов со стандартным течением наиболее важных заболеваний.
  3. Субъективность оценивания навыков общения с реальным пациентом.

views: 366

Readers community rating: votes 0

1. Sajt Ministerstva zdravookhraneniya RF [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/informatsiya-o-podvedomstvennyh-ministerstv-zdravoohraneniya-rossii-organizatsiyah (data obrascheniya: 24.11.2020).

2. Bol'shoj meditsinskij slovar' Ehlektronnyj resurs. – URL: https://rus-big-medical.slovaronline.com (data obrascheniya: 24.11.2020).

3. Lazzari C. Communication skills training for health care professionals. What is it all about?/ Carlo Lazzari // Medical Teacher. – 2013. – Vol. 35. – Is. 8. – P. 700-701.

4. Standartizirovannyj patsient kak klyuchevoe zveno otsenki professional'noj prigodnosti vypusknika meditsinskogo vuza: vvedenie v problemu / A. A. Popov, O. V. Teplyakova, E. V. D'yachenko [i dr.] // Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. – 2019. – T. 10. – № 1. – S. 20–27.

5. Standartizirovannyj patsient / S. A. Bulatov, A. N. Arkhipov, T. A. Kuznetsova // Spetsialist meditsinskogo simulyatsionnogo obucheniya [Ehlektronnyj resurs]. - Moskva, 2016 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35363270 (data obrascheniya: 24.11.2020).

6. Karas' S. I. Virtual'nye patsienty kak format simulyatsionnogo obucheniya v nepreryvnom meditsinskom obrazovanii (obzor literatury) // Byulleten' sibirskoj meditsiny. – 2020. – Tom 19. – № 1. – S.140–149.

7. Semenova T. V., Balkizov Z. Z. Glossarij terminov v oblasti meditsinskogo obrazovaniya: Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Ehlektronnyj resurs]. / URL: http://www.medobr.ru/ru/pages/glossary.html?SSr=1301343ef522ffffffff27c__07e40c05160d29-1e57 (data obrascheniya: 24.11.2020).

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – spetsialiteta po spetsial'nosti 31.05.01 Lechebnoe delo, utverzhdennyj prikaz ot 9 fevralya 2016 g. № 988: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.08.2020 № 988 [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://fgosvo.ru/news/21/4788/ (data obrascheniya: 24.11.2020).

9. Lisovskij O.V., Gostimskij A.V., Lisitsa I.A. Klinicheskie stsenarii v podgotovke vracha-pediatra // Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. – 2020. – T. 11. – № 3. – S. 41-54.

10. Adonina N. P. Kejs-metod: istoriya poyavleniya i razvitiya / [Ehlektronnyj resurs]: forum - Internet-forum v ramkakh Vserossijskoj nauchnoj pedagogicheskoj olimpiady aspirantov na temu: Sovremennye pedagogicheskie issledovaniya: vzglyad v istoriyu [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-96 (data obrascheniya: 24.11.2020).

11. Zakrevskaya S. B. Natsional'nyj meditsinskij issledovatel'skij tsentr kak sovremennyj format organizatsii vysshego meditsinskogo obrazovaniya // Pis'ma v Ehmissiya. Offlajn // The Emissia. Offline Letters. – 2020. – № 9. – 2872 r. [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://emissia.org/offline/2020/2872.htm (data obrascheniya: 24.11.2020).

Система Orphus

Loading...
Up