Problems of mainstreaming environmental ethics in modern education

 
PIIS181570410019595-9-1
DOI10.54884/S181570410019595-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: St. Petersburg Branch OF Institute of Education Management of RAE
Address: Russian Federation, Санкт-Петербург
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages82-86
Abstract

The rapid escalation of the ecological crisis requires dynamic adaptation of society to new conditions through a carefully thought-out effective education system. The article examines the concept of environmental ethics as a component of general ethics and argues the position that confronting the challenges of the 21st century requires the indissoluble integration of environmental ethics into education. The contribution to developing of environmental ethics and substantiation of its role in modern education and the teacher’s activities made by outstanding Soviet and Russian scientists N.N. Moiseev and D.S. Likhachev are analyzed. The role of environmental ethics in the structure of the modern teacher’s professional activity, aimed at the development of values and norms that form motivation, regulation of human behavior in overcoming the danger of disappearing its ecological niche is considered.

Keywordsethics, environmental ethics, education, teacher’s professional activity, anthropocene, biosphere and society co-evolution
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters13883
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В структуре профессиональной деятельности педагога выделяется ряд взаимосвязанных компонентов, к которым традиционно относят гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный [2]. Некоторые исследователи выделяют ряд других компонентов. Однако каким бы ни был этот набор, каждый из его компонентов должен быть направлен на развитие и овладение учащимися набором ценностей и норм, которые соответствующим образом формируют их мотивацию, отношение и поведение, при опоре на этику как неотъемлемую их основу. Школы являются местом передачи и развития норм нравственности, будь то преднамеренно или нет. Не бывает школы, которая передает только знание.
2

Этическое воспитание включает изучение норм нравственности как основы правил поведения, формирование понятий об этих правилах, навыках и умениях поведения человека в различных условиях, выработку нравственно-этических качеств личности.

3 Структура этики менялась и развивалась на протяжении истории человечества; сейчас это происходит с гораздо большей скоростью, чем в предыдущие периоды.
4 Первоначально смыслом слова « этос » было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности [2]. Постепенно в истории развития общества его смысл менялся и обогащался такими понятиями, как совесть , зло , дружба , сочувствие, смысл жизни , самопожертвование, милосердие, солидарность и так далее. Эти понятия, выработанные этикой, должны направлять моральное развитие современных институтов образования, компонентов профессиональной деятельности педагогов.
5 В настоящее время в раздел этики (прежде всего прикладной) включены такие разделы, как биоэтика, компьютерная этика, медицинская этика, юридическая этика, профессиональная этика, социальная этика, политическая этика. В этой работе рассматривается экологическая этика. Она объединяет в нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.
6 С позиций экологической философии экологическая этика – это устоявшаяся область практической философии, реконструирующая основные типы аргументов, которые могут быть предоставлены для защиты природных образований и устойчивого использования природных ресурсов.
7 В экологических науках понятие экологической этики было впервые развито в 1970-х годах. Однако в течение всего XX века большинство экологов придерживалось позиции, теперь справедливо расцениваемой как неверная, о том, что наука свободна от ценностей. Экологическая этика, как правило, не являлась предметом рассмотрения и в содержании образовании XX века. Соответственно, она не была отражена как один из ориентиров формирования компонентов профессиональной деятельности учителя. В последние десятилетия ситуация меняется, но крайне медленно по сравнению со стремительно нарушающимся балансом биосферы и необходимостью незамедлительного изменения человеческого менталитета. Самые тревожные данные свидетельствуют о том, что с 1950-х годов человеческая цивилизация резко двигается к взрывному ускорению проблем своего существования на планете и в течение следующих нескольких десятилетий достигнет такого положения, когда различные системы приблизятся к критической точке невозврата. Например, около половины общего повышения концентрации углекислого газа в атмосфере произошло за последние 30 лет, из всех глобальных систем жизнеобеспечения углеродный цикл наиболее близок к невозврату. Хотя такие «неудобные истины» об углеродном цикле стали основой для понимания замедленного самоубийства в движении нашего вида, это лишь часть гораздо более широкой картины. Мы сталкиваемся с огромными проблемами XXI века – переживанием планетой шестой за свою историю эпохи массового исчезновения видов, интенсивность которой превосходит самые пессимистичные ожидания, подкислением океанов, повышением уровня моря, глобальным потеплением – не только экологи, но и все жители планеты больше не могут оставаться в стороне от публичного обсуждения того, какие действия предпринять для решения этих проблем, и что зависит от каждого. А это значит, что в XXI веке стало необходимым введение и всемерное расширение в содержании образования этих вопросов, воспитание нравственности в значительной мере должно опираться на положения экологической этики. Необходимо рассматривать ее как один из ведущих ориентиров построения компонентов профессиональной деятельности педагога, которые должны регулироваться и контролироваться соответствующими образовательными методами и инструментами.

views: 329

Readers community rating: votes 0

1. Gavrikov A.L., Mukhlaeva T.V. Mezhdunarodnyj kontekst obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya // Chelovek i obrazovanie. – 2017. - № 3. – S. 127-133.

2. Gusejnov A.A. Ehtika // Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: V 4-kh t./ Pod red. V.S.Stepina, A.P.Ogurtsova i dr. T.4.– M.: Mysl', 2010.

3. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya / N. V. Kuz'mina. — M. : Vyssh. shk., 1990. – 119 s.

4. Moiseev N. N. S myslyami o buduschem Rossii / N. N. Moiseev. – M.: Fond sodejstviya razvitiyu sotsial'nykh i politicheskikh nauk, 1997. – 212 s.

5. Moiseev, N.N. Sistema «Uchitel'» i sovremennaya ehkologicheskaya obstanovka // Ehkologiya i zhizn' . – 2010 . – № 2 . – S. 4-7.

6. Moiseev N.N. Dumaya o buduschem // Vestnik ehkologicheskogo obrazovaniya v Rossii. – 2010. – № 1. – S. 36-38.

7. Likhachev D. S. Russkaya kul'tura. – M.: Iskusstvo, 2000. – 440 s.

8. Crutzen Paul J.: A Pioneer on Atmospheric Chemistry and Climate Change in the Anthropocene / Editors: Crutzen, Paul J., Brauch, Hans Günter // Springer. – 2016.

9. Goleman D. Anthropocene Thinking [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.edge.org/response-detail/10506. (Data obrascheniya: 21.04.2021)

10. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. – 352 p.

Система Orphus

Loading...
Up