Проблемы актуализации экологической этики в современном образовании

 
Код статьиS181570410019595-9-1
DOI10.54884/S181570410019595-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, St. Petersburg
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы82-86
Аннотация

Стремительное обострение экологического кризиса требует динамичной адаптации общества к новым условиям через тщательно продуманную эффективную систему образования. В статье рассматривается понятие экологической этики как составляющей общей этики и аргументируется положение о том, что противостояние вызовам XXI века требует неразрывной интегрированности экологической этики в образование. Анализируется вклад в формирование экологической этики и обоснование ее роли в современном образовании и деятельности учителя выдающихся советских и российских ученых Н.Н. Моисеева и Д.С. Лихачева. Рассматривается роль экологической этики в структуре профессиональной деятельности современного преподавателя, направленной на развитие ценностей и норм, формирующих мотивацию, регулирование поведения человечества в преодолении опасности исчезновения своей экологической ниши.

Ключевые словаэтика, экологическая этика, образование, профессиональная деятельность учителя, антропоцен, коэволюция биосферы и общества
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов13883
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В структуре профессиональной деятельности педагога выделяется ряд взаимосвязанных компонентов, к которым традиционно относят гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный [2]. Некоторые исследователи выделяют ряд других компонентов. Однако каким бы ни был этот набор, каждый из его компонентов должен быть направлен на развитие и овладение учащимися набором ценностей и норм, которые соответствующим образом формируют их мотивацию, отношение и поведение, при опоре на этику как неотъемлемую их основу. Школы являются местом передачи и развития норм нравственности, будь то преднамеренно или нет. Не бывает школы, которая передает только знание.
2

Этическое воспитание включает изучение норм нравственности как основы правил поведения, формирование понятий об этих правилах, навыках и умениях поведения человека в различных условиях, выработку нравственно-этических качеств личности.

3 Структура этики менялась и развивалась на протяжении истории человечества; сейчас это происходит с гораздо большей скоростью, чем в предыдущие периоды.
4 Первоначально смыслом слова « этос » было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности [2]. Постепенно в истории развития общества его смысл менялся и обогащался такими понятиями, как совесть , зло , дружба , сочувствие, смысл жизни , самопожертвование, милосердие, солидарность и так далее. Эти понятия, выработанные этикой, должны направлять моральное развитие современных институтов образования, компонентов профессиональной деятельности педагогов.
5 В настоящее время в раздел этики (прежде всего прикладной) включены такие разделы, как биоэтика, компьютерная этика, медицинская этика, юридическая этика, профессиональная этика, социальная этика, политическая этика. В этой работе рассматривается экологическая этика. Она объединяет в нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.
6 С позиций экологической философии экологическая этика – это устоявшаяся область практической философии, реконструирующая основные типы аргументов, которые могут быть предоставлены для защиты природных образований и устойчивого использования природных ресурсов.
7 В экологических науках понятие экологической этики было впервые развито в 1970-х годах. Однако в течение всего XX века большинство экологов придерживалось позиции, теперь справедливо расцениваемой как неверная, о том, что наука свободна от ценностей. Экологическая этика, как правило, не являлась предметом рассмотрения и в содержании образовании XX века. Соответственно, она не была отражена как один из ориентиров формирования компонентов профессиональной деятельности учителя. В последние десятилетия ситуация меняется, но крайне медленно по сравнению со стремительно нарушающимся балансом биосферы и необходимостью незамедлительного изменения человеческого менталитета. Самые тревожные данные свидетельствуют о том, что с 1950-х годов человеческая цивилизация резко двигается к взрывному ускорению проблем своего существования на планете и в течение следующих нескольких десятилетий достигнет такого положения, когда различные системы приблизятся к критической точке невозврата. Например, около половины общего повышения концентрации углекислого газа в атмосфере произошло за последние 30 лет, из всех глобальных систем жизнеобеспечения углеродный цикл наиболее близок к невозврату. Хотя такие «неудобные истины» об углеродном цикле стали основой для понимания замедленного самоубийства в движении нашего вида, это лишь часть гораздо более широкой картины. Мы сталкиваемся с огромными проблемами XXI века – переживанием планетой шестой за свою историю эпохи массового исчезновения видов, интенсивность которой превосходит самые пессимистичные ожидания, подкислением океанов, повышением уровня моря, глобальным потеплением – не только экологи, но и все жители планеты больше не могут оставаться в стороне от публичного обсуждения того, какие действия предпринять для решения этих проблем, и что зависит от каждого. А это значит, что в XXI веке стало необходимым введение и всемерное расширение в содержании образования этих вопросов, воспитание нравственности в значительной мере должно опираться на положения экологической этики. Необходимо рассматривать ее как один из ведущих ориентиров построения компонентов профессиональной деятельности педагога, которые должны регулироваться и контролироваться соответствующими образовательными методами и инструментами.

всего просмотров: 327

Оценка читателей: голосов 0

1. Гавриков А.Л., Мухлаева Т.В. Международный контекст образования для устойчивого развития // Человек и образование. – 2017. - № 3. – С. 127-133.

2. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4-х т./ Под ред. В.С.Степина, А.П.Огурцова и др. Т.4.– М.: Мысль, 2010.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высш. шк., 1990. – 119 с.

4. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России / Н. Н. Моисеев. – М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. – 212 с.

5. Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь . – 2010 . – № 2 . – С. 4-7.

6. Моисеев Н.Н. Думая о будущем // Вестник экологического образования в России. – 2010. – № 1. – С. 36-38.

7. Лихачев Д. С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – 440 с.

8. Crutzen Paul J.: A Pioneer on Atmospheric Chemistry and Climate Change in the Anthropocene / Editors: Crutzen, Paul J., Brauch, Hans Günter // Springer. – 2016.

9. Goleman D. Anthropocene Thinking [Электронный ресурс]. URL: https://www.edge.org/response-detail/10506. (Дата обращения: 21.04.2021)

10. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. – 352 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх