Polytheoretical complex as the core of the concept of modeling event networks for different ages communities

 
PIIS181570410019267-8-1
DOI10.54884/S181570410019267-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate Consultant
Affiliation: Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Education Management of the Russian Academy of Education"
Address: Russian Federation, Москва
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages99-106
Abstract

The current sociocultural situation is characterized by the active implementation of models of the network structure of society. The purpose of the research presented in the article is to create a polytheoretical complex considered as the basis for the concept of modeling event networks for communities of different ages. Research objectives: 1) to develop a polytheoretical complex for modeling event networks, content and technologies of non-formal education and upbringing of a network of different ages community; 2) to determine the parameters of pedagogical support for the development of network different ages communities in modern education; 3) to conduct a pilot analysis of measures of state support for non-formal education of different ages communities in the CIS member states. As a result of the research, a polytheoretical complex has been proposed for the formation of event networks of the content and technologies of non-formal education and upbringing of network communities of different ages, based on the use of paired complementary, mutually enriching methodological approaches (and the corresponding theoretical foundations). The problem areas that require in-depth research of the problem of modeling event networks within the framework have been identified.

Keywordsnetworking; co-existence networks; non-formal education; community of different ages; pedagogical support
Received17.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters21254
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современная социокультурная ситуация характеризуется активной реализацией моделей сетевой структуры общества [1]. Развитие разного рода образовательных и воспитательных практик обусловлено данной тенденцией; не является исключением сфера образования разновозрастных сообществ.
2 Актуальность исследования состоит в необходимости анализа условий развития образования для разновозрастных сообществ в социально-экономическом контексте текущего периода государственного развития. В условиях расширения горизонтальных взаимосвязей в обществе сетевая организация взаимодействий позволяет вовлекать в образовательные и воспитательные практики большое количество участников, предоставлять им возможность делать осознанный выбор образовательных (воспитательных) событий, что способствует освоению демократических основ социальной жизни, формированию группового и индивидуального неформального образовательного пути для каждого.
3 Повышение интереса к неформальному образованию для разновозрастных сообществ в странах СНГ (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан) позволяет сетевым сообществам приобретать международный статус [2]. Данные изменения приводят к росту количества и расширению спектра образовательных потребностей, появлению разнообразия частных инициатив, формированию практик частно-государственного партнерства в образовательной сфере, созданию территориальных воспитательных пространств. Один из трендов модернизации образования, активизирующий развитие сетевых сообществ, – диверсификация. Наиболее успешно данный процесс протекает в неформальном секторе. Однако подобная образовательная (воспитательная) практика остро нуждается в методолого-методической поддержке, позволяющей выстраивать путь с адекватным потребностям участников содержанием, сообразными сущности неформальности технологиями. Таким образом, исследование условий, механизма, результатов развития событийных сетей для разновозрастных сообществ необходимо для моделирования эффективных практик неформального образования, воспитательных практик, решающих актуальные для государств-участников СНГ задачи.
4 Представление о сети как о типологической характеристике социокультурного пространства современного социума можно назвать сегодня устоявшимся [3, 4]. Трансформация человеческого сообщества идет по линии «территориально обусловленный феномен» – «феномен виртуальных сообществ» (У. Дж. Митчелл). В ней имеется как позитивный смысл (для участников сетевых узлов имеется потенциальная возможность реализовать удаленное и асинхронное общение), так и негативный. Последний состоит в несовершенстве подобных объединений: в них утрачиваются факторы развития личности (открытость общения друг с другом, принципиальная нематериальная заинтересованность в коммуникациях). Перечисленные характеристики показывают отличия классического понятия «сообщества» от понятия «виртуальное сообщество». Выявить и обосновать их принципиальную разницу позволяет теория социальной коммуникации. Понятие «коммуникативная интенция» (Т.М. Дризе), рассматриваемое как равнодействующая общения и взаимодействия людей с окружающим миром, дает возможность представлять результат факта встречи либо как диалог, либо как псевдокоммуникацию (провалившаяся ситуация построения диалога), либо как квазикоммуникацию (подмена общения в диалоге). Коммуникативная интенция тесно связана с проблемной жизненной ситуацией участника, с его уникальным жизненным миром. Она многогранна. Ее можно рассматривать как мотивацию к общению, как сверхзадачу, как глубинные содержательные цели сообщения. Разновозрастное общение позволяет рефлексировать по поводу различий между поколениями, определяемых конкретикой определенного момента, но и сделать предметом обсуждений ситуации выбора, на которые влияет специфика конкретного возрастного периода.

views: 216

Readers community rating: votes 0

1. Shpara K.I. Setevaya struktura sovremennogo obschestva: teoretiko-metodologicheskij aspekt: avtoref. dis. … kand. sotsiolog. Nauk. – SPb., 2010. – 24 s.

2. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya modelirovaniya i realizatsii obrazovatel'nykh praktik dlya vzroslykh v gosudarstvakh-uchastnikakh SNG: kol. monogr. / pod obsch. red. M.S. Yakushkinoj. – SPb.: LEMA, 2014. – 195 s.

3. Oleskin A.V. Setevye struktury v biosistemakh i chelovecheskom obschestve. – M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2017. – 304 s.

4. Nazaruk A.V. Setevoe obschestvo i ego filosofskoe osmyslenie // Voprosy filosofii. – 2008. – № 7. – S. 69-70.

5. Polivanova K.N. Psikhologicheskij analiz krizisov vozrastnogo razvitiya // Voprosy psikhologii. – 1994. – №1. – S. 18-24.

6. Doklad «Setevoe vzaimodejstvie innovatsionnykh obrazovatel'nykh uchrezhdenij». URL: https://wiki.soiro.ru/ (data obrascheniya: 27.07.2021).

7. Kravchenko T.A. Stanovlenie setevoj paradigmy v ehpokhu postneklassicheskoj nauki. URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-26857 (data obrascheniya: 27.07.2021).

8. Nansi Zh.-L. Bytie edinichnoe i mnozhestvennoe. – Mn., 2004. – 230 s.

9. Petrovskaya E. Bezymyannye soobschestva. – M.: Falanster, 2012. – 218 s.

10. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo Soyuza. Obscherossijskaya obschestvennaya organizatsiya «Obschestvo «Znanie» Rossii» URL: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html. (data obrascheniya: 20.07.2021)

11. Glazyrina A.V. Andragogicheskij podkhod k razvitiyu obrazovatel'noj aktivnosti pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii: dis. … kand. ped. nauk. – Joshkar-Ola, 2006. – 428 s.

12. Shustova I.Yu. Faktor detsko-vzrosloj obschnosti v vospitanii i razvitii sub'ektnosti yunoshestva: avtoref. dis. … d-ra. ped. nauk. – M., 2009.

13. Detskaya obschnost' kak ob'ekt i sub'ekt vospitaniya: monogr. / pod red. N.L.Selivanovoj, E.I. Sokolovoj. – M.: ITs IEhT, FGNU ITIP RAO, 2012. – 324 s.

14. Sabadukha A.V. Diskursivno-kommunikativnye praktiki kak mekhanizm formirovaniya sotsial'nogo kapitala v sovremennom mire // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo un-ta. – 2013. – Vyp. 6. – S. 9-13.

Система Orphus

Loading...
Up