Organization of anthropological practice in modern school

 
PIIS181570410019532-0-1
DOI10.54884/S181570410019532-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies
Affiliation: Pushkin Leningrad State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages32-37
Abstract

In the modern school the search for ways to update the organization of the pedagogical process is carried out. The task of understanding the orientation of the goals of education is set. Anthropological practice is being formed that identifies a person as the basic value of education. The article offers a technological solution to the organization of educational practice in modern school, reflecting the leading ideas of pedagogical anthropology about a person as a subject of education.

Keywordshuman as a subject of education, pedagogical anthropology, human-forming function of education, anthropological practice, technology, organization of anthropological practice in education, components and stages of organization of anthropological educational practice
Received05.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters15962
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Цивилизационные вызовы времени определяют необходимость изменений в современной образовательной практике, обусловленных нарастанием кризиса всех сторон жизни человека и общества, затрагивающего вопросы осмысления жизни, выбора профессии, стабильного существования семьи, экономики, политики, культуры. В этих условиях в образовании формируется противоречивая ситуация. Человек все чаще декларируется как ценность и цель образования, но на практике его антропологические родовые характеристики – духовные, душевные, физические – все более обесцениваются. В.И. Слободчиков [7] обращает внимание на сужение значимости антропологического потенциала в современном образовании при помощи средств цифровизации, онлайн-образования, дробления человеческих общностей.
2 Проблема человека в образовании требует поиска методологии, способной адекватно обосновывать организацию образовательной практики в условиях технологических и социокультурных вызовов современности. В связи с этим обращает на себя внимание педагогическая антропология, основы которой закладывались в России еще в середине 60-х гг. XIX-го века в фундаментальном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В трудах современных исследователей – Б.М. Бим-Бада, Н.М. Борытко, Л.М. Лузиной, А.А. Остапенко [1;2;3;5] – формируется педагогико-антропологическое знание, которое может стать методологией, обосновывающей «человекообразующую» функцию образования, выступающую как характеристика новых ценностей: сохранение и развитие физического и духовного здоровья человека, формирование его социального опыта; развитие творческих задатков и способностей; жизненные достижения и даже обретение счастья. Формируется образовательная практика, характеризуемая В.И. Слободчиковым как антропологическая, выступающая как способ «производства и воспроизводства человечности в новых условиях»[7].
3 Реализация человекообразующей функции в образовательной антропологической практике требует разработки концепции ее организации, дающей понимание путей наращивания человеческого потенциала – от характеристик человека как субъекта образования до технологического решения. С позиций педагогической антропологии концепция базируется на идеях о субъектности ученика и о миссии учителя, акцентирующих внимание на усилении возрастных потребностей, ценностей ребенка, его готовности стать субъектом культуры и социальной действительности, на усилении значения формирования профессиональной позиции учителя по отношению к ребенку как к субъекту образования.
4 В данной статье рассмотрим особенности технологии организации антропологической практики. С точки зрения теории организации, технология выступает как способ материального производства, результатом которого является тот или иной продукт, полученный с помощью информационных, организационных, культурных, имиджевых и других ресурсов [4].

views: 254

Readers community rating: votes 0

1. Bim-Bad B.M. Antropologicheskie osnovaniya vazhnejshikh techenij v mirovoj pedagogike (pervaya polovina dvadtsatogo veka: dis. v vide nauchn. doklada … d-ra ped. nauk: 13.00.01. – M., 1994. – 49 s.

2. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya: monogr. /nauch. red. N.K. Sergeev. – Volgograd: Peremena, 2000. – 225 s.

3. Luzina L.M. Filosofsko-antropologicheskij podkhod v sovremennoj metodologii vospitaniya: dis. v vide nauchn. doklada … d-ra ped. nauk: 13.00.01. – SPb., 1998. – 86 s.

4. Mil'ner B.Z. Teoriya organizatsii. – M.: Infra-M, 2006. – 864 s.

5. Ostapenko A.A. Voskhozhdenie k polnote obrazovaniya cheloveka // Lestvitsa polnoty obrazovaniya cheloveka. Opyt nauchnoj diskussii /nauchn. red. i sost. A.A. Ostapenko. – M.: NII shkol'nykh tekhnologij, 2019. – S.8-46.

6. Slobodchikov V.I. Ne ugodit' v tsifrovoj «chelovejnik» // Tsifrovizatsiya i molodezh': materialy nauch.-prakt. konf. – Moskva. 15 aprelya 2019 g. / pod nauchn. red. A.A. Ostapenko. – M.: Fond «Prosvetitel'», 2019. –S. 47-52.

7. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya. – Ekaterinburg: Izd. otdel Ekaterinburgskoj eparkhii, 2009. – Rezhim dostupa: //http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90723.

Система Orphus

Loading...
Up