Организация антропологической практики в современной школе

 
Код статьиS181570410019532-0-1
DOI10.54884/S181570410019532-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и педагогических технологий
Аффилиация: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы32-37
Аннотация

В современной школе осуществляется поиск путей обновления организации педагогического процесса. Ставится задача осмысления направленности целей образования. Формируется антропологическая практика, выделяющая человека как базовую ценность образования. В статье предлагается технологическое решение организации образовательной практики в современной школе, отражающей ведущие идеи педагогической антропологии о человеке как о субъекте образования.

Ключевые словачеловек как субъект образования, педагогическая антропология, человекообразующая функция образования, антропологическая практика, технология, организация антропологической практики в образовании, компоненты и этапы организации антропологической образовательной практики
Получено05.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов15962
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Цивилизационные вызовы времени определяют необходимость изменений в современной образовательной практике, обусловленных нарастанием кризиса всех сторон жизни человека и общества, затрагивающего вопросы осмысления жизни, выбора профессии, стабильного существования семьи, экономики, политики, культуры. В этих условиях в образовании формируется противоречивая ситуация. Человек все чаще декларируется как ценность и цель образования, но на практике его антропологические родовые характеристики – духовные, душевные, физические – все более обесцениваются. В.И. Слободчиков [7] обращает внимание на сужение значимости антропологического потенциала в современном образовании при помощи средств цифровизации, онлайн-образования, дробления человеческих общностей.
2 Проблема человека в образовании требует поиска методологии, способной адекватно обосновывать организацию образовательной практики в условиях технологических и социокультурных вызовов современности. В связи с этим обращает на себя внимание педагогическая антропология, основы которой закладывались в России еще в середине 60-х гг. XIX-го века в фундаментальном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В трудах современных исследователей – Б.М. Бим-Бада, Н.М. Борытко, Л.М. Лузиной, А.А. Остапенко [1;2;3;5] – формируется педагогико-антропологическое знание, которое может стать методологией, обосновывающей «человекообразующую» функцию образования, выступающую как характеристика новых ценностей: сохранение и развитие физического и духовного здоровья человека, формирование его социального опыта; развитие творческих задатков и способностей; жизненные достижения и даже обретение счастья. Формируется образовательная практика, характеризуемая В.И. Слободчиковым как антропологическая, выступающая как способ «производства и воспроизводства человечности в новых условиях»[7].
3 Реализация человекообразующей функции в образовательной антропологической практике требует разработки концепции ее организации, дающей понимание путей наращивания человеческого потенциала – от характеристик человека как субъекта образования до технологического решения. С позиций педагогической антропологии концепция базируется на идеях о субъектности ученика и о миссии учителя, акцентирующих внимание на усилении возрастных потребностей, ценностей ребенка, его готовности стать субъектом культуры и социальной действительности, на усилении значения формирования профессиональной позиции учителя по отношению к ребенку как к субъекту образования.
4 В данной статье рассмотрим особенности технологии организации антропологической практики. С точки зрения теории организации, технология выступает как способ материального производства, результатом которого является тот или иной продукт, полученный с помощью информационных, организационных, культурных, имиджевых и других ресурсов [4].

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (первая половина двадцатого века: дис. в виде научн. доклада … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1994. – 49 с.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: моногр. /науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.

3. Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: дис. в виде научн. доклада … д-ра пед. наук: 13.00.01. – СПб., 1998. – 86 с.

4. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2006. – 864 с.

5. Остапенко А.А. Восхождение к полноте образования человека // Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии /научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. – М.: НИИ школьных технологий, 2019. – С.8-46.

6. Слободчиков В.И. Не угодить в цифровой «человейник» // Цифровизация и молодежь: материалы науч.-практ. конф. – Москва. 15 апреля 2019 г. / под научн. ред. А.А. Остапенко. – М.: Фонд «Просветитель», 2019. –С. 47-52.

7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – Режим доступа: //http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90723.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх