Актуализация медиационной деятельности специалистов социально-образовательной сферы в условиях цифровизации

 
Код статьиS181570410019531-9-1
DOI10.54884/S181570410019531-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации
Аффилиация: Институт стратегии развития образования РАО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заведующая кафедрой отраслей права
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы24-31
Аннотация

В контексте изменений социально-экономической среды, вызванных цифровизацией и глобализацией современного поликультурного общества, актуализируется медиационная деятельность специалистов «помогающих профессий». Опираясь на действующее российское законодательство и существующий эмпирический и личный опыт, авторы обосновывают  важность медиационного подхода для безопасного и эффективного функционирования социально-образовательной сферы. Подчёркивается, что современная система высшего профессионального образования, опираясь на постулаты данного подхода, способна внести существенный вклад в подготовку специалистов и создание условий для организации образовательного процесса и  функционирования самих образовательных учреждений, обеспечивающих безопасность среды и исключающих возникновение конфликтов, обусловленных в том числе различными угрозами и вызовами современности.

Ключевые словамедиация, образование, цифровизация, споры, конфликты, медиативный подход, медиационная деятельность, медиационно-коммуникативная компетентность, социально-образовательная сфера
Получено05.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов20014
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современное состояние общества характеризуется стремительными социально-экономическими изменениями, вызванными не только требованиями времени и научно-техническими достижениями, четвертой индустриальной революцией и переходом современного социума в новое «цифровое» состояние, но и процессами глобализации и гуманизации, его поликультурностью.
2 В этих условиях особо возрастает потребность:
3
  • с одной стороны, в противодействии угрозам современного «цифрового» социума, в том числе киберугрозам, например, для обеспечения кибербезопасности и безопасности жизнедеятельности субъектов различного рода в современных условиях [1];
  • с другой стороны, в специалистах социономического типа так называемых «помогающих профессий», к которым относятся психологи, юристы, конфликтологи, социальные работники и другие специалисты гуманитарного профиля, в рамках профессиональной деятельности которых особую роль приобретают такие составляющие, как медиационно-коммуникативная и виктимологическая деятельности [2].
4 Поскольку в этих гуманитарных сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает субъект деятельности, то требуется пристальное внимание к трудовым и профессиональным взаимоотношениям людей, к индивидуальным особенностям личности специалиста и его профессиональной подготовки, в том числе и в области медиационной составляющей.
5 Особая значимость и престижность медиационно-коммуникативной составляющей профессиональной деятельности в контексте «медиационного труда» специалиста гуманитарного профиля начинает проявляться в связи с принятием в 2010 году Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – «Закон о медиации») [3]. Предмет регулирования и область применения этого Федерального закона породили ошибочное суждение о медиации как о феномене, имеющем исключительно прикладное значение и используемом в правовой области профессионального применения.
6 Подобная ситуация стала возможной и в связи с тем, что изначально «Закон о медиации» разрабатывался для создания правовой формы применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием независимого лица, являющегося посредником – медиатором (Ч. 1 ст. 1).
7 Содержание «Закона о медиации» свидетельствует о том, что эта процедура применяется к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений (Ч. 2 ст. 1).
8 Таким образом, перечисленные подходы к пониманию сути феномена медиации и обозначенные законодательно на федеральном уровне имеют особое значение и актуализируют медиационную деятельность для обеспечения безопасности и эффективного функционирования социально-образовательной сферы, например, за счет исключения возникновения конфликтов, обусловленных в том числе и различными угрозами и вызовами современности.

всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Киберугрозы цифрового социума и их профилактика в рамках виктимологической деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2020. – Т. 17, 3. – С. 254–268.

2. Рыжова Н.И., Громова О.Н., Башмакова Н.И. Медиация как актуальная составляющая виктимологической деятельности современного специалиста в условиях вызовов современности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2017. – № 4 (66). – С. 181-193.

3. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 № 193-ФЗ (последняя редакция) // Ресурсы справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 26.04.21)

4. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И., Кузнецова О.А. Историческая ретроспектива медиации как интегративного понятия: парадигмы изучения и междисциплинарность // Управленческое консультирование. – 2015. – № 6 (78). – С.159-172.

5. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка современного специалиста гуманитарного профиля в области медиации: актуальность и парадигмы изучения // Преподаватель 21 век. – 2015. – № 1-1. – C. 65-80.

6. Юферова М.А., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Стрелова А.И. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 67 с.

7. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Медиация в образовании в контексте модернизации педагогического образования: опыт Сибирского Федерального университета // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 5-13.

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. – № 121, 30.06.1999.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ферер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. – № 147. 05.08.1998.

10. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р (ред. от 19.12.2014) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. – 22.10.2012. – № 43. – Ст. 5908.

11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн) // Администратор образования. – 2014. – № 1, январь; Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» // Ресурсы справочно-правовой системы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.21)

12. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // Собрание законодательства РФ. – 11.08.2014. – № 32. – Ст. 4557.

13. Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» // Ресурсы справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256446/ (дата обращения: 26.04.21)

14. Сабиров Э. Восстановительные технологии в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации // Вестник восстановительной юстиции. – 2014. – № 11. – С. 46-47.

15. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В. Отношение участников образовательного пространства Красноярского края к медиативным практикам // SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. Издательство: Новосибирский педагогический университет (Новосибирск). eISSN: 2658-6762.– 2019. – Том 9, № 3. – С. 7-27.

16. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И., Ускова С.А. Социальная коммуникация и медиационная деятельность как актуальные составляющие профессиональной подготовки современного специалиста гуманитарного профиля // Наука и школа. – 2015. – № 2. – С. 154-165.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх