Updating mediation activities of social and educational sphere specialists in the context of digitalization

 
PIIS181570410019531-9-1
DOI10.54884/S181570410019531-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher of laboratory of general mathematical education and informatization
Affiliation: Institute for strategy of education development of RAE
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of the Department of Branches of Law
Affiliation: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages24-31
Abstract

In the context of changes in the socio-economic environment caused by digitalization and globalization of the modern multicultural society, the mediation activities of specialists of "helping professions"are updated. Based on the current Russian legislation and existing empirical and personal experience, the article substantiates the importance of the mediation approach for the safe and effective functioning of the social and educational sphere. It is emphasized that the modern system of higher professional education, based on the postulates of this approach, can make a significant contribution to the training of specialists and the creation of conditions for the organization of both the educational process and the functioning of educational institutions themselves, ensuring the safety of the environment and excluding the occurrence of conflicts, including various threats and challenges of modernity.

Keywordsmediation, education, digitalization, disputes, conflicts, mediation approach, mediation activity, mediation and communication competence, social and educational sphere
Received05.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters20014
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное состояние общества характеризуется стремительными социально-экономическими изменениями, вызванными не только требованиями времени и научно-техническими достижениями, четвертой индустриальной революцией и переходом современного социума в новое «цифровое» состояние, но и процессами глобализации и гуманизации, его поликультурностью.
2 В этих условиях особо возрастает потребность:
3
  • с одной стороны, в противодействии угрозам современного «цифрового» социума, в том числе киберугрозам, например, для обеспечения кибербезопасности и безопасности жизнедеятельности субъектов различного рода в современных условиях [1];
  • с другой стороны, в специалистах социономического типа так называемых «помогающих профессий», к которым относятся психологи, юристы, конфликтологи, социальные работники и другие специалисты гуманитарного профиля, в рамках профессиональной деятельности которых особую роль приобретают такие составляющие, как медиационно-коммуникативная и виктимологическая деятельности [2].
4 Поскольку в этих гуманитарных сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает субъект деятельности, то требуется пристальное внимание к трудовым и профессиональным взаимоотношениям людей, к индивидуальным особенностям личности специалиста и его профессиональной подготовки, в том числе и в области медиационной составляющей.
5 Особая значимость и престижность медиационно-коммуникативной составляющей профессиональной деятельности в контексте «медиационного труда» специалиста гуманитарного профиля начинает проявляться в связи с принятием в 2010 году Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – «Закон о медиации») [3]. Предмет регулирования и область применения этого Федерального закона породили ошибочное суждение о медиации как о феномене, имеющем исключительно прикладное значение и используемом в правовой области профессионального применения.
6 Подобная ситуация стала возможной и в связи с тем, что изначально «Закон о медиации» разрабатывался для создания правовой формы применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием независимого лица, являющегося посредником – медиатором (Ч. 1 ст. 1).
7 Содержание «Закона о медиации» свидетельствует о том, что эта процедура применяется к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений (Ч. 2 ст. 1).
8 Таким образом, перечисленные подходы к пониманию сути феномена медиации и обозначенные законодательно на федеральном уровне имеют особое значение и актуализируют медиационную деятельность для обеспечения безопасности и эффективного функционирования социально-образовательной сферы, например, за счет исключения возникновения конфликтов, обусловленных в том числе и различными угрозами и вызовами современности.

views: 309

Readers community rating: votes 0

1. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Kiberugrozy tsifrovogo sotsiuma i ikh profilaktika v ramkakh viktimologicheskoj deyatel'nosti // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. – 2020. – T. 17, 3. – S. 254–268.

2. Ryzhova N.I., Gromova O.N., Bashmakova N.I. Mediatsiya kak aktual'naya sostavlyayuschaya viktimologicheskoj deyatel'nosti sovremennogo spetsialista v usloviyakh vyzovov sovremennosti // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. – 2017. – № 4 (66). – S. 181-193.

3. Federal'nyj zakon "Ob al'ternativnoj protsedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (protsedure mediatsii)" ot 27.07.2010 № 193-FZ (poslednyaya redaktsiya) // Resursy spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (data obrascheniya: 26.04.21)

4. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Kuznetsova O.A. Istoricheskaya retrospektiva mediatsii kak integrativnogo ponyatiya: paradigmy izucheniya i mezhdistsiplinarnost' // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. – 2015. – № 6 (78). – S.159-172.

5. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I. Professional'naya podgotovka sovremennogo spetsialista gumanitarnogo profilya v oblasti mediatsii: aktual'nost' i paradigmy izucheniya // Prepodavatel' 21 vek. – 2015. – № 1-1. – C. 65-80.

6. Yuferova M.A., Koryakovtseva O.A., Bugajchuk T.V., Strelova A.I. Mediatsiya v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. – Yaroslavl': RIO YaGPU, 2018. – 67 s.

7. Smolyaninova O.G., Korshunova V.V. Mediatsiya v obrazovanii v kontekste modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya: opyt Sibirskogo Federal'nogo universiteta // Vestnik pedagogicheskikh innovatsij. – 2018. – № 3 (51). – S. 5-13.

8. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnikh: feder. zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (red. ot 26.07.2019) // Rossijskaya gazeta. – № 121, 30.06.1999.

9. Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossijskoj Federatsii: ferer. zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ (red. ot 27.12.2019) // Rossijskaya gazeta. – № 147. 05.08.1998.

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2012 № 1916-r (red. ot 19.12.2014) «Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriyatij do 2014 goda po realizatsii Natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gody» // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 22.10.2012. – № 43. – St. 5908.

11. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.11.2013 № VK-844/07 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsij po organizatsii sluzhb shkol'noj mediatsii» (vmeste s «Rekomendatsiyami po organizatsii sluzhb shkol'noj mediatsii v obrazovatel'nykh organizatsiyakh», utv. Minobrnauki Rossii 18.11.2013 № VK-54/07vn) // Administrator obrazovaniya. – 2014. – № 1, yanvar'; Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.12.2015 № 07-4317 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsij» // Resursy spravochno-pravovoj sistemy [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http: //www.consultant.ru/ (data obrascheniya: 26.04.21)

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2014 № 1430-r (red. ot 01.09.2018) «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya do 2020 goda seti sluzhb mediatsii v tselyakh realizatsii vosstanovitel'nogo pravosudiya v otnoshenii detej, v tom chisle sovershivshikh obschestvenno opasnye deyaniya, no ne dostigshikh vozrasta, s kotorogo nastupaet ugolovnaya otvetstvennost'» // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 11.08.2014. – № 32. – St. 4557.

13. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.12.2015 № 07-4317 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsij» // Resursy spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256446/ (data obrascheniya: 26.04.21)

14. Sabirov Eh. Vosstanovitel'nye tekhnologii v rabote s sem'yami, nakhodyaschimisya v trudnoj zhiznennoj situatsii // Vestnik vosstanovitel'noj yustitsii. – 2014. – № 11. – S. 46-47.

15. Smolyaninova O.G., Korshunova V.V. Otnoshenie uchastnikov obrazovatel'nogo prostranstva Krasnoyarskogo kraya k mediativnym praktikam // SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. Izdatel'stvo: Novosibirskij pedagogicheskij universitet (Novosibirsk). eISSN: 2658-6762.– 2019. – Tom 9, № 3. – S. 7-27.

16. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Uskova S.A. Sotsial'naya kommunikatsiya i mediatsionnaya deyatel'nost' kak aktual'nye sostavlyayuschie professional'noj podgotovki sovremennogo spetsialista gumanitarnogo profilya // Nauka i shkola. – 2015. – № 2. – S. 154-165.

Система Orphus

Loading...
Up