School principals' views on the model of a modern effective head of a general education organization

 
PIIS181570410019387-0-1
DOI10.54884/S181570410019387-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Occupation: Assistant of the Senator of the Russian Federation N.G. Kulikovsky for Work in Smolensk region
Affiliation: Federation Council Committee on Regulations and Organization of Parliamentary Activities
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages21-27
Abstract

The article is devoted to the problem of determining the competencies of a modern head of a general education organization, that is due to the lack of normative consolidation of the requirements for this profession and the objective need for new approaches to the organization of vocational training and retraining of heads of general education schools. In order to study the vision of the profession of current school proncipals, identify the main problems and trends, the research was organized,which materials will become the basis for determining the content and structure of the competence model of the head of a general educational organization.The analysis of the results of this study and the obtained empirical conclusions are presented in the materials of the article.

Keywordshead of a general education organization, competencies, competence model
Received25.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters18060
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Изменения в организации образовательного процесса, продиктованные требованиями ФГОС второго поколения, обновление портрета выпускника средней школы, детерминированное современным этапом развития общества, невозможны без соответствующего руководства деятельностью общеобразовательной организации [7]. Реализация образовательных реформ, проводимых государством, напрямую зависит от уровня профессиональной и компетентностной подготовки педагогических и руководящих работников. Лишь с опорой на квалифицированных исполнителей, способных успешно претворять в действие образовательные проекты, возможно грамотное осознанное и результативное внедрение инноваций в образовательный процесс.
2 Анализ работ, посвященных современным подходам к содержанию деятельности управленческого звена образовательной организации, показал значительный интерес исследователей к вопросам управления развитием общеобразовательной школы [4, 5, 8]. Вместе с тем отмечается проблема в определении компетенций современного руководителя общеобразовательной школы, поскольку данный аспект на сегодняшний день не имеет нормативного закрепления [1]. Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации на данное время остается в статусе проекта [6]. Следовательно, вопросы подготовки и переподготовки руководящих работников не имеют актуального содержательного основания. Административная практика, в свою очередь, опирается на традиционное представление о функциях и компетенциях директора школы, которое, безусловно, обеспечивает функционирование общеобразовательной организации, однако препятствует ее развитию и повышению конкурентоспособности.
3 Таким образом, представляется актуальным определение содержания и создание компетентностной модели руководителя общеобразовательной школы, включающей компетенции директора современной общеобразовательной организации.
4 Для ее создания важно учесть видение исследуемой проблемы педагогическими коллективами общеобразовательных школ как потенциальными командами директора, его единомышленниками; непосредственно учесть опыт деятельности действующих директоров общеобразовательных школ. В связи с этим первоочередной задачей стало изучение мнений педагогов и руководителей школ Смоленска и Смоленской области о сущности и требованиях к деятельности директора общеобразовательной школы, его личностных качествах, необходимых для успешного выполнения им профессиональных обязанностей.
5 Исследование этой проблемы состояло из двух блоков. Первый – анкетирование педагогов общеобразовательных школ Смоленска и Смоленской области, посвященное выявлению сущности представлений учителей о функциях, личностных качествах и компетенциях современного директора. Второй блок – включённое наблюдение и интервьюирование, предполагавшее ряд встреч с директорами школ, на которых они поделились своим опытом работы в должности руководителя школы, а также ответили на вопросы анкеты. На основе анализа полученных результатов были сформулированы общие выводы о понимании руководителями общеобразовательных организаций и педагогами перечня компетенций и компетентностей, необходимых для современного директора школы.

views: 302

Readers community rating: votes 0

1. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Lokal'naya sistema obucheniya kak ob'ekt pedagogicheskogo proektirovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2021.– №2(67). – S. 7-16.

2. Levenchuk A. Sistemnoinzhenernoe myshlenie: uchebnik. TechInvestLab, 2 aprelya 2015. 305 s. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (data obrascheniya: 25.05.2021).

3. Kosyakov A., Svit U. i dr. Sistemnaya inzheneriya. Printsipy i praktika /per. s angl., pod red. V. K. Batovrina. – M.: DMK Press, 2014. – 624 s.

4. Osadchuk O.L., Galyanskaya E.G. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskikh protsessov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. – 2016. – № 3-3. – S. 463-467.

5. Dzhons Dzh. K. Metody proektirovaniya (inzhenernoe i khudozhestvennoe proektirovanie): per. s angl. – 2-e izd., dop. – M.: Mir, 1986. – 326 s.

6. Informatsionno-upravlyayuschie cheloveko-mashinnye sistemy: Issledovanie, proektirovanie, ispytaniya: spravochnik /pod obsch. red. A.I. Gubinskogo i V.G. Evgrafova. – M.: Mashinostroenie, 1993. – 527 s.

7. Gubinskij A.I., Evgrafov V.G. Ehrgonomicheskoe proektirovanie sudovykh sistem upravleniya. – L.: Sudostroenie, 1974. – 224 s.

8. Levenchuk A. Sistemnoe liderstvo i stejkkholderskoe masterstvo // Livejournal, 22.02.2018 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://ailev.livejournal.com/1409122.html (data obrascheniya: 04.04.2021)

9. Levenchuk A. Sistemnoe myshlenie 2020. – Ehlektron. izd-vo «Izdatel'skie resheniya», 2020 – 472 s. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (data obrascheniya: 04.04.2021)

10. Pechnikov A.N. Teoreticheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo proektirovaniya avtomatizirovannykh obuchayuschikh sistem. – Petrodvorets: VVMUREh im. A.S. Popova, 1995. – 326 s.

Система Orphus

Loading...
Up