Представления директоров школ о модели современного эффективного руководителя общеобразовательной организации

 
Код статьиS181570410019387-0-1
DOI10.54884/S181570410019387-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Должность: Помощник сенатора Российской Федерации Н.Г. Куликовских по работе в Смоленской области
Аффилиация: Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы21-27
Аннотация

Статья посвящена проблеме определения перечня необходимых компетенций и компетентностей современного руководителя общеобразовательной организации, что вызвано отсутствием нормативного закрепления требований к данной профессии и объективной потребностью в новых подходах к организации профессиональной подготовки и переквалификации руководителей общеобразовательных школ. В целях изучения видения профессии действующими директорами школ, выявления основных проблем и тенденций было организовано исследование, материалы которого станут основой для определения содержания и структуры компетентностной модели руководителя общеобразовательной организации. Анализ результатов данного исследования и полученные эмпирические выводы представлены в материалах статьи.

Ключевые словаруководитель общеобразовательной организации, компетенции, компетентностная модель
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов18060
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Изменения в организации образовательного процесса, продиктованные требованиями ФГОС второго поколения, обновление портрета выпускника средней школы, детерминированное современным этапом развития общества, невозможны без соответствующего руководства деятельностью общеобразовательной организации [7]. Реализация образовательных реформ, проводимых государством, напрямую зависит от уровня профессиональной и компетентностной подготовки педагогических и руководящих работников. Лишь с опорой на квалифицированных исполнителей, способных успешно претворять в действие образовательные проекты, возможно грамотное осознанное и результативное внедрение инноваций в образовательный процесс.
2 Анализ работ, посвященных современным подходам к содержанию деятельности управленческого звена образовательной организации, показал значительный интерес исследователей к вопросам управления развитием общеобразовательной школы [4, 5, 8]. Вместе с тем отмечается проблема в определении компетенций современного руководителя общеобразовательной школы, поскольку данный аспект на сегодняшний день не имеет нормативного закрепления [1]. Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации на данное время остается в статусе проекта [6]. Следовательно, вопросы подготовки и переподготовки руководящих работников не имеют актуального содержательного основания. Административная практика, в свою очередь, опирается на традиционное представление о функциях и компетенциях директора школы, которое, безусловно, обеспечивает функционирование общеобразовательной организации, однако препятствует ее развитию и повышению конкурентоспособности.
3 Таким образом, представляется актуальным определение содержания и создание компетентностной модели руководителя общеобразовательной школы, включающей компетенции директора современной общеобразовательной организации.
4 Для ее создания важно учесть видение исследуемой проблемы педагогическими коллективами общеобразовательных школ как потенциальными командами директора, его единомышленниками; непосредственно учесть опыт деятельности действующих директоров общеобразовательных школ. В связи с этим первоочередной задачей стало изучение мнений педагогов и руководителей школ Смоленска и Смоленской области о сущности и требованиях к деятельности директора общеобразовательной школы, его личностных качествах, необходимых для успешного выполнения им профессиональных обязанностей.
5 Исследование этой проблемы состояло из двух блоков. Первый – анкетирование педагогов общеобразовательных школ Смоленска и Смоленской области, посвященное выявлению сущности представлений учителей о функциях, личностных качествах и компетенциях современного директора. Второй блок – включённое наблюдение и интервьюирование, предполагавшее ряд встреч с директорами школ, на которых они поделились своим опытом работы в должности руководителя школы, а также ответили на вопросы анкеты. На основе анализа полученных результатов были сформулированы общие выводы о понимании руководителями общеобразовательных организаций и педагогами перечня компетенций и компетентностей, необходимых для современного директора школы.

всего просмотров: 304

Оценка читателей: голосов 0

1. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Локальная система обучения как объект педагогического проектирования // Человек и образование. – 2021.– №2(67). – С. 7-16.

2. Левенчук А. Системноинженерное мышление: учебник. TechInvestLab, 2 апреля 2015. 305 с. [Электронный ресурс] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (дата обращения: 25.05.2021).

3. Косяков А., Свит У. и др. Системная инженерия. Принципы и практика /пер. с англ., под ред. В. К. Батоврина. – М.: ДМК Пресс, 2014. – 624 с.

4. Осадчук О.Л., Галянская Е.Г. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-3. – С. 463-467.

5. Джонс Дж. К. Методы проектирования (инженерное и художественное проектирование): пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

6. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справочник /под общ. ред. А.И. Губинского и В.Г. Евграфова. – М.: Машиностроение, 1993. – 527 с.

7. Губинский А.И., Евграфов В.Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. – Л.: Судостроение, 1974. – 224 с.

8. Левенчук А. Системное лидерство и стейкхолдерское мастерство // Livejournal, 22.02.2018 [Электронный ресурс] URL: https://ailev.livejournal.com/1409122.html (дата обращения: 04.04.2021)

9. Левенчук А. Системное мышление 2020. – Электрон. изд-во «Издательские решения», 2020 – 472 с. [Электронный ресурс] URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (дата обращения: 04.04.2021)

10. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. – Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1995. – 326 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх