Востребованные компетенции выпускников как индикатор качества образования

 
Код статьиS181570410019382-5-1
DOI10.54884/S181570410019382-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры
Аффилиация: Государственное и муниципальное управление университета «Синергия», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы175-181
Аннотация

Основным вектором развития современного образования является повышение его качества, а общим ориентиром общественного развития является цифровизация разных сфер деятельности человека. Сейчас цифровизация уже стала неотъемлемой частью нашей жизни, и цифровая трансформация охватывает наряду с другими сферами жизнедеятельности человека и сферу образования. В связи с этим предъявляются новые требования и к выпускникам, получившим качественное образование. Одним из показателей (индикаторов) качества полученного образования становится реестр необходимых компетенций, которыми владеет молодой специалист. Целью описанного в статье исследования являлось определение перечня ключевых компетенций и навыков выпускников образовательных организаций высшего образования. В статье представлены результаты анализа разных отечественных и зарубежных подходов к «набору» необходимых в цифровую эпоху компетенций и навыков. В итоге проведенное теоретическое исследование, аналитические данные опросов работодателей позволили обозначить компетенции и навыки, на формирование и развитие которых необходимо ориентироваться выпускникам образовательных организаций. В целом делается вывод о составе перечня востребованных компетенций и навыков современного образованного человека в условиях цифровизации.

Ключевые словаобразование, компетенции, навыки, качество образования, выпускники, цифровизация
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов14666
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В настоящее время, в эпоху цифровизации делается упор на качество образования, постоянно изыскиваются пути повышения качества образования.
2 Качество образования в большинстве источников (стандарты, научные статьи, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.) рассматривается в основном как соответствие требованиям потребителей и всех заинтересованных сторон. Здесь можно отметить существование нескольких позиций относительно потребителей и заинтересованных в качестве образования сторон: 1) потребителями образовательных услуг являются студенты (слушатели курсов), а заинтересованными сторонами – государство, работодатели, родители; 2) потребители делятся на внешних и внутренних.
3 Внешние потребители – это государство (заказчик), работодатели, коллеги (если работа взаимосвязана), родители (родственники, опекуны) студентов, выпускники (бывшие студенты), другие образовательные организации (магистратура, послевузовское обучение, дополнительное образование); внутренние – это студенты, сокурсники (при командной работе), подразделения организации – кафедры (обучение на другой кафедре в магистратуре, аспирантуре), преподаватели (других дисциплин), персонал организации (учебных отделов и других подразделений организации). Однако внешние потребители в соответствии с определениями, приведенными в стандартах, больше подходят под категорию «заинтересованная сторона» [5].
4 У каждого потребителя и заинтересованной стороны существует свое мнение относительно качества образования и его показателей.
5 Для работодателя, в частности, показателями качества полученного образования выпускника, молодого специалиста являются приобретенные компетенции и навыки (как и для самого выпускника), которыми он может воспользоваться для качественного выполнения работы. Также работодатель склонен оценивать необходимость дообучения выпускника в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и его мотивацию к работе и дальнейшему самообучению и развитию (карьерному росту, профессиональному развитию). Государство (общество) оценивает соответствие потребностям рынка трудовых ресурсов, выпускник оценивает образовательную организацию с точки зрения возможностей трудоустройства и дальнейшей карьеры. Карьера рассматривается как критерий качества услуги образовательной организации [3].
6 В некоторых источниках указывается на то, что качество образования – это овладение необходимыми, востребованными для профессиональной деятельности компетенциями и навыками. Также и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, что качество образования – это «степень соответствия стандартам (федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам)» [11], в которых и определен перечень компетенций, необходимых для овладения обучающимися.

всего просмотров: 318

Оценка читателей: голосов 0

1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.

2. Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». [Электронный ресурс]. – URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения 14.05.2021).

3. Лапидус В. А. Менеджмент качества в вузе // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/changefgos/52/52/2 (дата обращения: 25.06.2021).

4. Личностные компетенции молодого специалиста важнее наличия опыта работы // Superjob.ru: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112422/lichnostnye-kompetencii-molodogo-specialista-vazhnee-nalichiya-opyta-raboty/ (дата обращения: 26.06.2021).

5. Надточий Ю. Б. Обеспечение качества образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования: моногр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 157 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений /под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

8. Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Министерство экономического развития Российской Федерации: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/bd31fe31b5135c35e402b702c346f304/41_24012020.pdf (дата обращения 16.06.2021).

9. Работодатели определили требования к кандидатам: топ-5 востребованных компетенций на российском рынке труда // АО Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabotodateli-opredelili-trebovaniya-k-kandidatam-top-5-vostrebovannykh-kompetenczij-na-rossijskom-rynke-truda (дата обращения: 26.06.2021).

10. Федеральные государственные образовательные стандарты // Национальная ассоциация развития образования и науки: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.06.2021).

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) // КонсультантПлюс: [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.06.2021).

12. Цифровая трансформация в России – 2020: обзор и рецепты успеха // KMDA. [Электронный ресурс]. – URL: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения 14.05.2021).

13. Школьный словарь иностранных слов: пособие для учащихся / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская; под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

14. Skills in the Digital Economy: Where Canada Stands and the Way Forward. (2016). The Information and Communications Technology Council (ICTC), 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ictc-ctic.ca/wp-content/uploads/2016/05/Skills-in-the-Digital-Economy-Where-Canada-Stands-and-the-Way-Forward-.pdf (дата обращения 14.05.2021).

15. The Future of Jobs Report 2020. (2020). World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/in-full (дата обращения 14.05.2021).

16. The Merriam-Webster dictionary (2004). Springfield (Mass.): Merriam-Webster inc., 939 p.

17. The New иFoundational Skills of the Digital Economy. Developing the Professionals of the Future. Burning Glass, BHEF. [Электронный ресурс]. URL: https://www.burning-glass.com/wp-content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (дата обращения 14.05.2021).

18. World Development Report 2016: Digital Dividends (2016). International Bank for Reconstruction and Development, The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016 (дата обращения 14.05.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх