Организация повышения квалификации руководителей школ за рубежом: подходы к подготовке и сопровождению

 
Код статьиS181570410019381-4-1
DOI10.54884/S181570410019381-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы167-174
Аннотация

В статье представлен общий обзор организации повышении квалификации руководителей школ в ряде зарубежных стран. Описаны официальные требования, предъявляемые к лицам, желающим стать руководителями школ: опыт работы преподавателем, административный опыт, опыт руководящей работы, прохождение специальной подготовки и обучения. Показано, что в разных странах предъявляются разные требования к уровню профессионализма директора и предлагаются разные типы программ повышения квалификации. Подходы стран к подготовке и сопровождению директоров школ принято делить на: а) предварительную подготовку к должности (pre-service или preparatory training), б) обучение для тех, кто только приступил к должности директора (induction training), в) обучение для действующих директоров (in-service training). Все три типа подготовки рассматриваются подробно с примерами из отдельных стран (Великобритания, Нидерланды, Австралия, Швеция, Австрия и др.).

Ключевые словаруководитель школы, директор школы, повышение квалификации, зарубежные системы, организация подготовки
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов21496
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Эффективная работа директора является одним из ключевых элементов успеха школы. Директор играет определяющую роль в повышении эффективности школьного образования и реализации национальных реформ в сфере образования. Сегодня он работает в динамично меняющейся образовательной среде, обусловленной как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести рост глобальной конкуренции между образовательными системами, требования различных стандартов и отчетности, растущие показатели результативности, качество и наличие необходимой инфраструктуры и ресурсов и другие. К факторам, связанным с внутренней средой школы, можно отнести качество педагогического состава, качество преподавания и обучения, поддержку от родителей учащихся и другие. На условия работы директора влияют такие факторы, как происхождение учеников, местоположение школы (городская или сельская), размер школы, учредитель (частная или государственная), тип школы, уровень образования (начальная, средняя или старшая).
2 Исследования показывают, что директор может менять школу и влиять на результаты учеников, если не ограничивается в свободе принятия важных решений. Однако автономность сама по себе не ведет к улучшениям без эффективной поддержки. Межстрановый анализ PISA показывает, что автономия школ положительно влияет на результаты учащихся [2, c. 42], однако влияет не напрямую. Важно, чтобы основные обязанности директора были четко определены и ограничены. Он должен иметь возможность сосредоточиться только на том, что наиболее эффективно поможет развиваться школе и повлияет на успехи учеников. Для поддержки эффективной автономии директора нужны новые модели распределения ответственности в руководящем звене и новые типы подготовки и поддержки руководителей.
3 С середины 1990-х подготовке и профессиональному развитию руководителей школ уделяется повышенное внимание во многих странах. В большинстве образовательных систем Европы за кадровое обеспечение отвечают школы или местные власти. Такой децентрализованный подход обычно базируется на системе открытого набора на вакансии, осуществляемого самой школой или местными властями. Высшие органы образования, как правило, несут ответственность за найм квалифицированных преподавателей в тех системах, где найм учителей осуществляется на базе экзаменов или на конкурсной основе [4].
4 Во всех европейских странах установлены официальные требования, предъявляемые к лицам, желающим стать руководителями школ. В большинстве стран основным условием назначения на должность директора является профессиональный опыт преподавания. Количество опыта варьируется, и часто предъявляются дополнительные требования к кандидатам. Например, в Греции, Литве, Северной Ирландии и Турции будущим директорам нужен как опыт преподавания, так и административный опыт. В Литве кандидат должен быть компетентен в области руководства и управления. В большинстве стран необходимый опыт преподавания для кандидатов в директора – от 3 до 5 лет. В Дании, Германии, Австрии, Финляндии, Великобритании, Исландии и Лихтенштейне такой опыт требуется, но его количество не определено. В Бельгии (Немецкоязычное и Фламандское сообщества), Латвии, Нидерландах, Швеции и Норвегии опыт преподавания не является обязательным требованием к кандидату. В Нидерландах существуют проекты по привлечению специалистов, не имеющих педагогического опыта, но имеющих управленческий опыт в другой сфере (не образование).

всего просмотров: 241

Оценка читателей: голосов 0

1. Miller P. The Nature of School Leadership: Global Practice Perspectives. / Inaugural Professorial Lecture, 17 October 2017, University of Huddersfield. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.hud.ac.uk/id/eprint/33759/1/The%20Nature%20of%20School%20Leadership%20LECTURE.pdf (дата обращения: 10.09.2021)

2. Pont B., Nusche D. and Moorman H. Improving School Leadership. Volume 1: Policy and Practice / OECD, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/education/school/44374889.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

3. Leithwood K. Understanding Successful Principalship. Progress on a Broken Front / Journal of Educational Administration. - 2005. - № 43(6), P. 619.

4. European Commission/EACEA/Eurydice, 2018. Teaching Careers in Europe: Access, Progression and Support / Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/teaching-careers-europe-access-progression-and-support_en (дата обращения: 10.09.2021)

5. European Commission/EACEA/Eurydice Key Data on Teachers and School Leaders in Europe / Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/content/key-data-teachers-and-school-leaders-europe-2013-edition_en (дата обращения: 10.09.2021).

6. Bal, J. and J. de Jong Improving School Leadership - OECD Review, Background Report for the Netherlands / For the Ministry of Education, Culture and Science, Netherlands, [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.oecd.org/edu/schoolleadership (дата обращения: 11.09.2021).

7. Improving School Leadership. Participating Country Background Reports, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/education/school/improvingschoolleadership-participatingcountrybackgroundreports.htm (дата обращения: 05.09.2021).

8. Cameron M., Lovett S., Baker R. and Waiti P. Evaluation of First-Time Principals Induction Programme 2003 / Report to the Ministry of Education [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nzcer.org.nz/research/publications/evaluation-first-time-principals-induction-programme-2003 (дата обращения: 13.09.2021).

9. Munby S. The development of school leadership practices for 21st century schools, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atrico.org/wp-content/uploads/2019/11/The-development-of-school-leadership-practices-for-21st-century-schools.pdf. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12394.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх