Исследование функциональных ролей педагогов в контексте работы с обучающимися с ОВЗ

 
Код статьиS181570410019363-4-1
DOI10.54884/S181570410019363-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы130-136
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к классификации и предлагается разработанная автором номенклатура функциональных ролей педагогов системы общего образования. Дается анализ специфики предложенных функциональных ролей педагогов применительно к образовательной деятельности, осуществляемой в рамках предметной области «Иностранный язык» и в условиях инклюзии обучающихся с ОВЗ. Анализируются апикальная и имплицитная составляющие инклюзивных программ, реализуемых общеобразовательными организациями в России. Представлены результаты невключенного наблюдения, социологического исследования и интервью (2019-2021 гг.), предметом которых было выявление актуального уровня готовности учителей из 53 муниципалитетов к реализации функциональных ролей в процессе работы с обучающимися с ОВЗ, а респондентами выступили родители/законные представители, а также педагогические и административные работники школ.

Ключевые словаинклюзия, функциональная роль педагога, обучающиеся с ОВЗ, учитель иностранного языка, подготовка обучающихся с ОВЗ
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов18563
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Роль учителя за последние годы претерпела значительные изменения: произошел отход от представления о педагоге как о хранителе знаний, пользующемся директивными методами воспитания. В настоящее время учитель должен владеть различными компетенциями и выступать в различных качествах для обеспечения эффективного образовательного и воспитательного процесса [4]. Сейчас, когда традиционная, во многом авторитарная, монологическая, репродуктивная парадигма обучения сменяется личностно ориентированной, диалогической, где осуществляется демократический гуманистический стиль общения педагога с обучающимися, возникает потребность в более системном представлении репертуара ролей педагога в учебном процессе. Эта проблематика особенно актуальна в сложных социально-образовательных контекстах, когда обучающая функция фактически перестает быть преобладающей.
2 Актуальный вариант профессионального стандарта педагога [4] предусматривает ключевую роль учителя в обеспечении в рамках должностных обязанностей полноценного участия школьников – в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (включая ОВЗ) – в учебной деятельности. Кроме того, педагогом должно осуществляться взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения с соблюдением требований профессиональной этики, профессиональное взаимодействие с коллегами в рамках реализации образовательных программ, а также оказание индивидуальной помощи обучающимся в соответствии с их индивидуальными особенностями, образовательными возможностями и потребностями. Учитель должен уметь выбирать формы и методы профессионального взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением требований профессиональной этики и формулировать запросы специалистам на оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и коррекционно-развивающей помощи.
3 Профессиональные качества учителя оказывают значительное влияние на обучающихся. Учитель зачастую выступает ролевой моделью для класса, поведенческим и нравственным ориентиром. Возникает вопрос: можно ли в рамках реализации программ высшего образования сформировать у будущих учителей аспекты компетентности, обеспечивающей выполнение ими различных ролей с учетом конкретной социально-педагогической ситуации и психологических и физиологических особенностей ученика?
4 Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [9] гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, утвердил статус инклюзивного образования в нашей стране, его виды и программы. В законе говорится, что обучение учащихся с ОВЗ должно проводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, должны быть созданы специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ.

всего просмотров: 222

Оценка читателей: голосов 0

1. Апарина Ю. И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов - будущих учителей начальных классов и иностранного языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2006. – 205 с.

2. Кондратьева И. Г. Формирование коммуникативно-воспитательной компетенции будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – К., 2008. – 198 с.

3. Корнев А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации // Материалы конференции «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». – М.: Издательство Социально-гуманитарного института, 2004. – С. 117-125.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

5. Ромашина С. Я. Дидактическое коммуникативное воздействие учителя на класс: Структурно-функциональный подход: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2001. – 451с.

6. Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. – Казань, 1991. – 183 с.

7. Тихомиров С. Е. Учитель и его роль в современном образовательном процессе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitel-i-ego-rol-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

8. Топильская Е. Е. Формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2006. – 199 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации": [офиц. сайт] [Элек¬трон¬ный ре¬сурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

10. Brown H. D. (2006). Principles of language learning and teaching. San Francisco: Pearson Education.

11. Harmer J. (2008). The Practice of English language teaching. London: Pearson Longman.

12. Wright T. (1987). Roles of teachers and learners. Oxford: Oxford University Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх