Study of teachers’ functional roles in the context of work with learners with special educational needs

 
PIIS181570410019363-4-1
DOI10.54884/S181570410019363-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Graduate Student
Affiliation: Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages130-136
Abstract

The article discusses approaches to classification and proposes nomenclature of functional roles of teachers of the general education system developed by the author. The analysis of the specifics of the proposed functional roles of teachers in relation to educational activities is carried out within the subject area "Foreign language" and in the conditions of inclusion of students with disabilities. The apical and implicit components of inclusive programs implemented by general educational organizations in Russia are analyzed. The results of non-included observation, sociological research and interviews (2019-2021) are presented, the subject of which was to identify the current level of readiness of teachers from 53 municipalities to implement functional roles in the process of working with students with disabilities. The respondents were parents / legal representatives, as well as pedagogical and administrative staff of schools.

Keywordsinclusion, teacher’s functional role, students with disabilities, a foreign language teacher, training of students with disabilities
Received24.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters18563
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Роль учителя за последние годы претерпела значительные изменения: произошел отход от представления о педагоге как о хранителе знаний, пользующемся директивными методами воспитания. В настоящее время учитель должен владеть различными компетенциями и выступать в различных качествах для обеспечения эффективного образовательного и воспитательного процесса [4]. Сейчас, когда традиционная, во многом авторитарная, монологическая, репродуктивная парадигма обучения сменяется личностно ориентированной, диалогической, где осуществляется демократический гуманистический стиль общения педагога с обучающимися, возникает потребность в более системном представлении репертуара ролей педагога в учебном процессе. Эта проблематика особенно актуальна в сложных социально-образовательных контекстах, когда обучающая функция фактически перестает быть преобладающей.
2 Актуальный вариант профессионального стандарта педагога [4] предусматривает ключевую роль учителя в обеспечении в рамках должностных обязанностей полноценного участия школьников – в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (включая ОВЗ) – в учебной деятельности. Кроме того, педагогом должно осуществляться взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения с соблюдением требований профессиональной этики, профессиональное взаимодействие с коллегами в рамках реализации образовательных программ, а также оказание индивидуальной помощи обучающимся в соответствии с их индивидуальными особенностями, образовательными возможностями и потребностями. Учитель должен уметь выбирать формы и методы профессионального взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением требований профессиональной этики и формулировать запросы специалистам на оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и коррекционно-развивающей помощи.
3 Профессиональные качества учителя оказывают значительное влияние на обучающихся. Учитель зачастую выступает ролевой моделью для класса, поведенческим и нравственным ориентиром. Возникает вопрос: можно ли в рамках реализации программ высшего образования сформировать у будущих учителей аспекты компетентности, обеспечивающей выполнение ими различных ролей с учетом конкретной социально-педагогической ситуации и психологических и физиологических особенностей ученика?
4 Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [9] гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, утвердил статус инклюзивного образования в нашей стране, его виды и программы. В законе говорится, что обучение учащихся с ОВЗ должно проводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, должны быть созданы специальные условия для получения образования учащимися с ОВЗ.

views: 221

Readers community rating: votes 0

1. Aparina Yu. I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya adaptivnoj rechi studentov - buduschikh uchitelej nachal'nykh klassov i inostrannogo yazyka: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. – M., 2006. – 205 s.

2. Kondrat'eva I. G. Formirovanie kommunikativno-vospitatel'noj kompetentsii buduschikh uchitelej v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. – K., 2008. – 198 s.

3. Kornev A. N. Disleksiya i ee dvojniki: kriterii differentsiatsii // Materialy konferentsii «Izuchenie narushenij chteniya i pis'ma. Itogi i perspektivy». – M.: Izdatel'stvo Sotsial'no-gumanitarnogo instituta, 2004. – S. 117-125.

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

5. Romashina S. Ya. Didakticheskoe kommunikativnoe vozdejstvie uchitelya na klass: Strukturno-funktsional'nyj podkhod: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01. – M., 2001. – 451s.

6. Talanchuk N. M. Vvedenie v neopedagogiku: posobie dlya pedagogov-novatorov. – Kazan', 1991. – 183 s.

7. Tikhomirov S. E. Uchitel' i ego rol' v sovremennom obrazovatel'nom protsesse // Zdorov'e – osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitel-i-ego-rol-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

8. Topil'skaya E. E. Formirovanie professional'nykh kompetentsij uchitelya nachal'nykh klassov k psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej s trudnostyami v obuchenii pis'mu i chteniyu: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. – M., 2006. – 199 s.

9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii": [ofits. sajt] [Ehlek¬tron¬nyj re¬surs]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

10. Brown H. D. (2006). Principles of language learning and teaching. San Francisco: Pearson Education.

11. Harmer J. (2008). The Practice of English language teaching. London: Pearson Longman.

12. Wright T. (1987). Roles of teachers and learners. Oxford: Oxford University Press.

Система Orphus

Loading...
Up