Управление событийным взаимодействием родителей и педагогов школы-интерната в условиях реализации адаптированных образовательных программ

 
Код статьиS181570410019359-9-1
DOI10.54884/S181570410019359-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Школа-интернат «Красные Зори»
Адрес: Российская Федерация, Санкт–Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы107-112
Аннотация

В статье раскрываются особенности событийного взаимодействия родителей детей с ОВЗ и педагогического коллектива школы-интерната. На примере школы-интерната Ленинградской области «Красные Зори», реализующего адаптированные образовательные программы, а также результатов проведенной опытной работы раскрыты и обоснованы составляющие событийного воспитания детей с ОВЗ в школе-интернате. Это наличие профессиональной компетенции педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся, сформированность личностной позиции педагогов по отношению к духовным, культурным, интеллектуальным ценностям, подготовке воспитанников к самоопределению, владение педагогами проектной деятельностью, умение создавать позитивный микроклимат в разновозрастных группах детей, наличие у педагогического работника коммуникативных навыков и умения направить участников взаимодействия на принятие нужного решения и выбор адекватного действия, заинтересованность родителей в развитии личности ребенка дома и в школе, использование в дополнительном образовании неформальных практик.

Ключевые словавоспитание, событийность, учащиеся с ОВЗ, школа-интернат, проектная деятельность, разновозрастные сообщества
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов14703
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, создание федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ, программы воспитания вносят на государственном уровне новое понимание организации воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении [1]. В него обязательно должны быть включены родители, при этом взаимодействие школы и родителей должно быть событийным [2]. Событийное взаимодействие мы рассматриваем как эмоционально насыщенное проживание личностью ситуации совместно со значимыми другими, в результате которого формируется новое понимание совместности, новое видение знакомых явлений, новые смыслы жизнедеятельности, осмысляется со-бытие с другими людьми, проявляется готовность взрослого к эмпатийному пониманию личности, конгруэнтное самовыражение, уважение к самоорганизации и самоопределению ребенка, его субъектности.
2 Свои особенности имеет воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Частое отсутствие детей в общеобразовательной организации, связанное с прохождением лечения и реабилитацией, нахождение ребенка на домашнем обучении, не позволяет ребенку в полной мере быть вовлеченным в школьный воспитательный процесс. Родители становятся чуть ли не единственными воспитателями своего ребенка – трансляторами нравственных норм и отношения к артефактам культуры, патриотизму и толерантности.
3 К сожалению, воспитание больного ребенка в семье не всегда носит адекватный характер. Часто стили семейного воспитания отличаются гиперопекой, родители не знают психофизических особенностей своего ребенка [4]. После проведенных реабилитационных мероприятий и возвращения в школу-интернат, ребенок может испытывать психоэмоциональное напряжение, вызванное разницей требований, предъявляемым к нему в школе и дома, многообразием контактов со сверстниками и педагогами в отличие от семейного общения с ограниченным количеством родственников.
4 В специализированном сборнике, разработанном для педагогических работников Шотландии, отмечается, что ученики с особыми образовательными потребностями, не посещающие школу, очень уязвимы, им приходится менять свой распорядок дня и не встречаться со своими друзьями или педагогами [5]. Подчеркивается, что педагогическим работникам важно поддерживать ученика и обеспечить его контакт со школой, регулярно обеспечивать обратную связь с родителями, опекунами учеников.
5 Во Франции гарантирование равных возможностей для всех детей с особыми образовательными потребностями и создания условий для успешного обучения для всех требует от педагогов особого, разнообразного, адаптированного и прогрессивного подхода в обучении данных детей и их поддержки в рамках деятельности учебных заведениях. Для этого требуется, чтобы образовательные сообщества обновили свою педагогическую практику с целью большей индивидуализации поддержки и персонализации образовательных путей учащихся [6].

всего просмотров: 221

Оценка читателей: голосов 0

1. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект: учеб.-метод. пособие. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 324 с.

2. Якушкина М.С. Модели сетевого событийного взаимодействия как отражение современной образовательной реальности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 9(152). – С. 4–16.

3. Кобрина Л.М., Борисова Н.А., Букина И.А. и др. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / под ред. Н.А. Борисовой. – Череповец: ЧГУ, 2017. – 236 с.

4. Шац И.К. Больной ребенок и его семья: формы и возможности психологической помощи: учеб. пособие. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 303 с.

5. Updated Guidance on Continuity of Schooling: Supporting Pupils with Special Educational Needs For mainstream primary and special schools // January 2021. URL: https://assets.gov.ie/73318/9a09648b30054daa98d9fd703bf264ae.pdf

6. Guillaume Lecuivre Des besoins éducatifs des élèves aux élèves à besoins éducatifs particuliers : une nouvelle posture А l’école, au collège, au lycée // Académie de Toulouse. URL: https://masbou.mon-ent-occitanie.fr/lectureFichiergw.do?ID_FICHIER=39907.

7. Шустова И.Ю. Воспитание «От ребенка» // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 53-58.

8. Слободчиков В. И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 415 с.

9. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. – 77 с.

10. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – С. 129–152.

11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. – СПб., 2001. – 44 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх