Деятельность педагогов по актуализации гуманистических ценностей воспитанников кадетского военного корпуса

 
Код статьиS181570410019261-2-1
DOI10.54884/S181570410019261-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель начальника по инновационным образовательным технологиям
Аффилиация: Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы71-75
Аннотация

В условиях современной социально-политической ситуации и новой парадигмы образования актуализация гуманистических ценностей воспитанника кадетского военного корпуса является особенной общественно-государственной проблемой и требует более глубокого рассмотрения в теории, практике и разработке особых педагогических подходов. В статье раскрывается такой подход, основанный на гуманизации ценностей кадетского образования. В основе его лежит теория логотерапии В. Франкла. Значимое место в формировании гуманистических ценностей кадет играют педагоги со сформированными ключевыми компетенциями. Перевод внутренней потенциальной готовности в проявленную (осуществленную) деятельность и составляет процесс актуализации гуманистических ценностей педагога, на осознании их и строится процесс формирования ценностей кадет. Процесс актуализации ценностей педагогов легче осуществляется в специально организованном образовательном пространстве повышения квалификации. Образовательный кластер кадетского военного корпуса включает в себя уровни: образовательная среда, пространство взаимодействия, система повышения квалификации, кластер компетенций педагогов.

Ключевые словагуманизм, гуманистические ценности, кадетский военный корпус, компетентность, актуализация, вектор актуализации ценностей, образовательный кластер
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов10623
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуализация ценностей воспитанников кадетского военного корпуса возможна в условиях высокой степени активности их участия в различных видах образовательной и социально значимой деятельности. Процесс формирования ценностей может быть результативным лишь при условии интеграции общечеловеческих и общественных ценностей в личностно значимые. Такой подход позволяет осуществлять процесс воспитания через имеющийся личностный опыт воспитанника и проверять эффективность его в действии. Подросток, основываясь на практическом опыте, может с уверенностью сказать, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, сможет сказать, чего он хочет, что он может, а что ему еще нужно узнать, какие сделать новые открытия.
2 Одним из таких подходов может быть теория логотерапии ( др. - греч. Λόγος — смысл) В. Франкла 5, фокусирующаяся на поисках смысла человеческого существования, рассматривающая процессы актуализации у личности неосознаваемых ценностей. Стремление найти смысл жизни является первичной мотивирующей силой человека. В качестве наивысшего уровня в образовании рассматривается нахождение тех ценностей, которые обучающийся может получить и воплотить на своем жизненном пути, но решение о таких ценностях принимает сам обучающийся, а не педагоги. Это необходимо чтобы он мог решить, перед кем и за что он несет ответственность в жизни. Таким образом, актуализация ценностей в образовании заключается в осмыслении собственной ответственности в образовательном процессе и приводит к самостоятельному принятию ответственности.
3 Актуализация – действие по значению (происходит от лат. aсtualis – деятельный), перевод чего-либо из состояния потенциального, в реальное, актуальное, соответствующее современным условиям; превращение чего-либо в нечто важное, насущное, актуальное. Понятие «актуализация» давно используется разными науками, и нередко ученые вкладывают в него разные смыслы. В философии оно трактуется как осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.
4 В психологии обучения актуализация понимается как действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, воспоминании или непосредственном воспроизведении [3]. Актуализация основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в центральной нервной системе, оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. В социологии это понятие означает действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации [2].
5 В педагогике актуализация интерпретируется как перевод в процессе обучения знаний, навыков и чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее, используются словосочетания «актуализация знаний», «актуализация жизненного опыта» [1].

всего просмотров: 217

Оценка читателей: голосов 0

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокзауза и И. Ефрона. – М.: Эксмо, 2007. – С. 848.

2. Максимова Н. Е. и др. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода // Психологический журнал.– 2004. – Т.25. – № 1. – С.17-40.

3. Общая психология. Словарь /под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. – М.: ПЕРСЭ, 2005.

4. Родиков А. С. Становление и развитие педагогической компетентности руководителя образовательной организации в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 42 c.

5. Франкл В. Основные понятия логотерапии // Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 1997. – С. 242-279.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх